Пришло время платить зарплату сотрудникам, а нужной суммы нет — такое может случиться даже с прибыльным бизнесом. Почему это происходит и что делать, чтобы компания не получила административный штраф, а деловой партнёр не начислил неустойку за просрочку, разбираемся в статье.
Что такое кассовый разрыв
Кассовым разрывом называется ситуация, когда у бизнеса временно не хватает денег на обязательные расходы.
Например, владелица ателье выполнила заказ и должна была получить за него 100 000 тыс. рублей до 15 июля, но клиентка не оплатила работу вовремя. Предпринимательница рассчитывала на эти деньги и планировала 20 июля заплатить из них 30 тыс. рублей за аренду. Из-за просрочки клиентки внести арендную плату оказалось нечем. Это и есть кассовый разрыв.
Такая ситуация не означает, что бизнес убыточен. Это временное состояние, когда нет денег. При этом по итогу месяца или другого периода доходы компании могут превышать расходы. В истории с ателье предпринимательница заработала за месяц 100 тыс. рублей, а потратила 40 тыс. рублей на материалы и 30 тыс. рублей — на аренду.
Её прибыль составила: 100 тыс. ₋ 40 тыс. ₋ 30 тыс. = 30 тыс. рублей. Но из-за того, что клиентка задержала оплату, владелица ателье столкнулась с кассовым разрывом.
Почему возникает кассовый разрыв
К кассовому разрыву приводят разные обстоятельства:
🚫 Неправильно спланированный бюджет. Например, предприниматель знает, что в мае ему заплатят три клиента, но он не составил график платежей с датами, когда поступит оплата и когда он должен перечислить деньги своим поставщикам. Он не учёл, что получит средства после 20 мая, а оплатить аренду нужно в первой половине месяца. Если бы график был, предприниматель увидел бы эту нестыковку и смог заранее принять меры.
🚫 Работа по договорам с постоплатой. Вероятность кассового разрыва меньше, если предприниматель сначала получает деньги за работу, а потом тратится на то, чтобы её выполнить. Если же клиент платит после того, как вы сдали результат, нужно быть уверенным, что средств, которые уже есть, достаточно. Кроме того, при постоплате выше риск того, что клиент окажется недобросовестным — нарушит договор и задержит платёж.
🚫 Ошибки в закупках. Предприниматель знал, что год назад надувные матрасы-фламинго пользовались спросом у отдыхающих, и планировал, что в этом году за месяц продаст товар на 250 тыс. рублей. Для этого он закупил много матрасов, однако они уже не особо интересовали туристов. В итоге за июнь предприниматель заработал только 100 тыс. рублей. Он договорился с другой компанией, что продаст ей остаток матрасов, но пока сделка не оформлена, у ИП не хватает денег на другие платежи.
🚫 Экономическая ситуация. В 2022 году санкции затруднили работу многих компаний, которым нужно платить иностранным партнёрам. Денежные переводы стали идти дольше либо вовсе отклоняться. Пока бизнес не найдёт другой способ оплаты, он может столкнуться с кассовым разрывом.
🚫 Сезонность. Кассовый разрыв возникает, если предприниматель не учитывает снижение доходов в несезон. Такая ситуации может произойти с владельцем гостиницы в курортном городе, который неправильно просчитал, насколько зимой уменьшается доход от туристов.
🚫 Форс-мажор. Это ситуация, которую невозможно предусмотреть заранее. Например, на мебельном складе случился потоп и часть заказов испортилась. Из-за этого у предпринимателя возникли непредвиденные расходы на восстановление мебели и ремонт склада.
Как рассчитать кассовый разрыв
Когда бухгалтер составляет платёжный календарь на день или неделю, он считает, хватит ли на всё денег. Для этого используется формула:
Деньги на начало периода + Поступления в течение периода — Расходы
Её полезно знать, если в бизнесе пока нет бухгалтера или компания новая и ещё не использует такие системы, как 1С. Если при расчёте остаток получится отрицательным, значит, денег недостаточно и произойдёт кассовый разрыв. Если проводить расчёты регулярно и заранее, то такую ситуацию можно предвидеть и принять меры.
Как предотвратить кассовый разрыв
Кассовый разрыв не случится, если предприниматель подготовится финансово и заранее обговорит с деловыми партнёрами гибкие условия оплаты. Вот несколько советов, которые дают бухгалтера и юристы.
Финансовые меры
✔️ Планировать финансовую деятельность. Избежать «дыр» в бюджете помогут графики платежей, по которым можно сопоставлять даты, когда поступают деньги и должны уйти платежи. Если бизнес только создан и обороты ещё небольшие, это можно делать в Excel. Также есть специальные программы, которые позволяют автоматизировать процесс — например, сервис Бизнес Аналитика от Сбера.
✔️Создать финансовую подушку. Это надёжный способ, особенно если наступили форс-мажорные обстоятельства или бизнес затронули экономические санкции. Например, финансовая подушка покроет расходы предпринимателя, пока он договаривается с клиентами из других стран о новых способах оплаты, если банк перестал пропускать платежи или задерживает их.
Договорные меры
✔️Договориться с поставщиками о гибких условиях оплаты. Например, об отсрочке платежа. Это условие нужно прописать в соглашении. Предлагайте такую продолжительность отсрочки, которой хватит, чтобы получить задолженность от покупателя или оформить овердрафт.
✔️ Включить в договор с покупателями условие о неустойке. Клиент должен будет заплатить её, если нарушит срок платежа. Так у покупателя появится дополнительный стимул выполнить свою часть договора вовремя. К тому же штрафной суммой вы сможете покрыть те финансовые санкции, которые потребуют от вас поставщики за просрочку из-за кассового разрыва.
Пример формулировки о неустойке
За нарушение срока оплаты, предусмотренного пунктом _ Договора, Поставщик/Исполнитель/Подрядчик вправе требовать с Покупателя/Заказчика неустойку в размере _% от неуплаченной в срок Цены договора за каждый день просрочки. Неустойка начисляется со дня возникновения просроченной задолженности до дня её погашения.
Если условия о неустойке в договоре не будет, то её всё равно можно потребовать, но только в размере ключевой ставки за год.
Что делать, если кассового разрыва не избежать
Если денег на обязательный платёж нет, можно минимизировать последствия. Первое, что стоит сделать — попытаться договориться с деловыми партнёрами и сократить расходы.
- Попросить у поставщика отсрочку или рассрочку, даже если это не предусмотрено в договоре. Если вы давно сотрудничаете и деловой партнёр доверяет вам, он может пойти навстречу. Договориться нужно не устно, а закрепить новые условия в дополнительном соглашении;
- Напомнить должникам об оплате.
- Попросить у клиентов аванс или предоплату.
- Урезать необязательные траты — можно отложить бизнес-тренинг или отменить подписки на корпоративные сервисы, которыми сотрудники пользуются редко, например, нет смысла платить за Zoom, если команда перешла на Google Meets.
Если деловые партнёры не пойдут на уступки, можно воспользоваться специальными финансовыми инструментами:
✔️ открыть овердрафт. Он позволяет компании или ИП «уйти в минус» по расчётному счёту, если там нет денег. Лимит устанавливает банк, сумма зависит от оборотов бизнеса. Открыть овердрафт проще, чем получить кредит. Для этого не потребуется залог.
Проценты начисляются не на весь лимит, а только на потраченную сумму. Погасить задолженность нужно за короткий срок — 1-2 месяца. Поэтому важно быть уверенным, что к этому моменту у вас будут деньги.
✔️ оформить кредитную бизнес-карту. Её преимущество в том, что есть льготный период, когда можно пользоваться деньгами банка и не платить проценты. Чтобы закрыть кассовый разрыв, можно оплатить задолженность перед поставщиком с кредитной карты. А когда получите деньги от клиентов, покроете ими долг перед банком.
Например, уже знакомая нам владелица ателье, чтобы не допустить просрочки, решила оплатить аренду с кредитной бизнес-карты. Она перевела платёж собственнику помещения 20 июля — 30 тыс. рублей. По правилам банка льготный период длится 60 дней. Значит, если предпринимательница погасит долг до 18 сентября, то не будет вносить проценты. Если она не успеет, придётся платить за пользование деньгами — банк начислит проценты с даты, когда предпринимательница воспользовалась картой, то есть с 20 июля. Ставка обычно выше, чем у оборотного кредита. Например, в Сбере она составляет 36%.
Чего не стоит делать при кассовом разрыве
Не любой способ получить дополнительные средства или снизить расходы подойдёт, если вы столкнулись с кассовым разрывом. Некоторые меры могут ухудшить ситуацию.
Не следует:
🚫 Задерживать зарплату сотрудникам. Это чревато административной и уголовной ответственностью.
🚫 Изменять цены без тщательного анализа. Если вы снизите цены в расчёте на то, что товар быстрее раскупят, это может разрушить бизнес-модель. Когда кризисная ситуация закончится и вы вернётесь к обычной стоимости, клиенты не будут готовы платить её. Если же вы сразу существенно повысите цены, чтобы получить больше выручки, то также можете отпугнуть покупателей.
🚫 Продавать имущество и оборудование. Если они потребуются в бизнесе и дальше, то вам не на чем будет производить товар, а на закупку новой техники снова понадобятся средства, при этом её цена может вырасти.
Более выгодная альтернатива продаже — возвратный лизинг. В этом случае лизинговая компания выкупает у вас автомобиль или другую технику и сразу передаёт её обратно для использования. За это нужно вносить ежемесячные платежи или оплачивать услуги лизингодателя по другому графику. Когда срок сделки истечёт, вы получите своё имущество назад по минимальной цене.