Что нужно для успешного бизнеса? Идея, инвестиции, помещение, люди, которые верят в своё дело, и удача. Но не все эти условия обязательны, доказали Apple, Amazon, Google, Dell и Microsoft. Эти компании родились в гараже, в комнате студенческого общежития и при минимальных затратах, а через несколько лет превратились в гигантов рынка с многонулевым годовым доходом. Давайте разбираться, каким бизнесом заняться дома и что для этого потребуется.
Перед тем как открыть дело
Решиться на открытие домашнего бизнеса непросто. Чтобы быть увереннее в своих силах, нужно сделать две вещи.
Изучить рынок, на который планируете выходить. Информацию можно найти в открытых источниках государственной статистики, отчётах ведомств и аналитических компаний, маркетинговых исследованиях и опросах участников рынка. Например, Росстат раз в два года изучает платные услуги, которые предоставляют предприниматели. В отчёте можно проследить, на что растёт спрос и есть ли среди развивающихся направлений бизнес, который хотите вести из дома.
Например, если давно хотите ремонтировать автомобили в собственном гараже, цифры помогут развеять сомнения. Последнее десятилетие эта сфера росла и с 2017 по 2018 годы прибавила более 5% — вероятно, тенденция сохранится и в будущем.
Следить за конкурентами — как они работают, рекламируются и получают доход. Для анализа достаточно сайта, социальных сетей и отзывов, которые пишут там клиенты.
Выделите сильные и слабые стороны других специалистов в нише — это поможет определить собственное конкурентное преимущество. Например, вы станете техником, который берётся за самые сложные случаи поломок, или будете единственным мастером маникюра, который может принять клиентку утром до работы или приехать к ней на дом ночью.
Почему выгодно работать из дома (или нет)
Не нужно платить за аренду
➕
Аренда помещений — это постоянная и большая статья в расходах бизнеса. Чаще всего компании платят не только за сам офис, но и за охрану, обслуживание, клининг и парковку, если сотрудники ездят на работу на машинах.
Даже самый скромный офис на 17 м² в коворкинге рядом с метро в Москве обойдётся в 3-5 тыс. рублей в месяц. Пространство компактное, но вмещает до 10 человек, по словам арендодателя. Вариант по такой же цене, но с меньшей площадью есть и в Петербурге.
Это самые дешёвые предложения столиц. Если нужны более внушительные пространства от 50 до 100 м², придётся отдать примерно 50 тыс. рублей в Москве и в два раза меньше в Санкт-Петербурге за офис без мебели.
➖
Помещение, в котором планируется вести бизнес, не всегда для него подходит. Например, кухня в квартире кондитера может быть слишком маленькой или недостаточно оборудованной: закупить и поставить новую технику уже некуда, а в холодильник влезают запасы ингредиентов не больше чем на два заказа.
Квартира также не подойдёт, если для желаемого вида деятельности необходима лицензия или к помещению для бизнеса предъявляются особые требования. Например, чтобы открыть частный детский сад у себя дома, нужно:
- поддерживать температуру воздуха в пределах 21-24°C, во время сна детей — от 19 до 20°C, а относительную влажность — на уровне 40-60%;
- дезинфицировать помещение, для этого стены и потолки должны быть сделаны из безопасных материалов и допускать влажную уборку;
- оборудовать игровую комнату, спальню, кухню, туалет, умывальную комнату, раздевалку со шкафами и вешалками для каждого ребёнка;
- покупать мебель, которая соответствует росту и возрасту детей. Разработаны требования даже к размерам столов и стульев.
Не приходится тратить время на дорогу
➕
Тем, кто ведёт бизнес из дома, не нужно ехать в офис — они и так всегда на работе. В больших городах это важное преимущество, потому что можно экономить до 3-4 часов в сутках на дороге и успевать решать больше задач. К тому же удалённый режим вряд ли станет проблемой для партнёров — за пандемию все привыкли проводить встречи дистанционно.
➖
Не всем удаётся разделять работу и личную жизнь. Если мама дома, то ребёнку трудно понять, что ей нельзя мешать несколько часов в день. Из-за этого периодически приходится отвлекаться: решать деловые задачи за завтраком, в перерывах между прогулками с питомцем и уборкой квартиры. Поэтому дело может двигаться медленнее, чем хотелось бы.
Вы вкладываете только силы и время
➕
Сложно позволить себе долго проверять бизнес-идею без дохода от своего проекта, когда за каждый день приходится платить арендодателю. Если же вы работаете дома, можете без крупных вложений на старте строить гипотезы и разрабатывать предложение, которое привлечёт клиентов.
➖
Потребуется много личных ресурсов. На начальном этапе придётся быть стратегом, менеджером по продажам, курьером и рекламщиком в одном лице. И единолично нести ответственность.
Минимум документов — максимум ответственности
➕
Работая дома, предприниматель снимает с себя часть бумажных дел. Если арендовать офис, придётся заключать договор и нанимать юриста, чтобы составить или проверить бумаги. Плюс регулярно разбираться с актами, дополнительными соглашениями и договариваться с собственником помещения об изменениях в офисе.
➖
Когда работаешь на себя из дома, может сложиться впечатление, что это не бизнес. Кажется, что если нет корпораций в партнёрах и крупного арендодателя, которые сотрудничают только с официальными компаниями или ИП, регистрироваться незачем. Но это не так. За предпринимательскую деятельность без регистрации ФНС оштрафует и обяжет заплатить налоги. Санкции могут быть существенными для бизнеса, который ещё не зарабатывает.
Чтобы не упустить момент и не попасть на штраф, читайте статью о том, когда пора регистрировать бизнес.
Какой бизнес нельзя вести дома
Не любым бизнесом можно заняться на дому. В одних случаях потребуется разрешение, а в других — помещение придётся переводить в статус нежилого или перестраивать, чтобы сделать отдельный вход.
Главное требование к домашнему бизнесу — он не должен мешать соседям. Жильцы дома вправе подать на предпринимателя жалобу, если из-за бизнеса в доме шум, грязь, постоянно ломается лифт или подъезд заставлен коробками, из-за которых сосед не может попасть в квартиру. Если выяснится, что бизнес нарушает санитарные и противопожарные требования, предприниматель получит штраф. Когда нарушения неустранимы — могут закрыть и запретить заниматься этим видом деятельности.
Каждый год Роспотребнадзор получает 200- 400 жалоб на хостелы, размещённые в многоквартирных домах. С 2016 по 2018 после проверок закрыли около 100 хостелов в Москве за грубые нарушения санитарного законодательства.
Иногда квартиру нужно перевести в нежилое помещение, чтобы организовать там бизнес. Если готовите торты на заказ или делаете маникюр, переоформлять документы не нужно. А вот открыть косметологический кабинет уже не получится: в этом случае нужно переводить помещение в нежилое и получать лицензию на работу.
С 2019 года в квартирах запрещено размещать гостиницу или хостел, если нет отдельного входа или помещение не переведено в статус нежилого. Перевести квартиру в нежилую можно, если она расположена на первом этаже или над коммерческими помещениями. Чтобы сделать отдельный вход, потребуется согласие соседей, которые живут в примыкающих квартирах, и разрешение на общем собрании собственников. Получить их непросто: мало кто будет рад шуму перестраивающейся квартиры и посторонним в доме.
Если предпринимателю всё же удастся получить разрешения, важно следить, чтобы жильцы хостела не мешали соседям. В противном случае на предпринимателя напишут жалобу в Роспотребнадзор, и ведомство начнёт проверку.
Идеально, если бизнес в домашних условиях тихий, безопасный и с минимумом отходов.
Сложнее всего тем, кто мечтает о создании собственного производства на дому. Делать это в жилых домах нельзя: для полноценного производства нужно оборудование, а установить его в квартире не получится, потому что оно будет нарушать допустимый уровень шума и санитарные нормы.
Какое дело можно открыть дома
Если у вас свой дом, гараж или огород, можно:
- собирать мебель;
- ремонтировать автомобили;
- выращивать овощи, зелень, ягоды, цветы на продажу.
Если живёте в квартире:
- делать маникюр, макияж, причёски, брови;
- шить одежду;
- готовить хендмейд-товары, например, детские игрушки, изделия для декора;
- печь торты и другие сладости;
- оказывать юридические и бухгалтерские услуги;
- проводить психологические консультации;
- писать тексты или программы;
- делать дизайн;
- переводить с иностранных языков.
Если готовы выехать на дом к клиенту, подойдёт:
- ремонт помещений и техники;
- строительство;
- бьюти-сервис для мужчин и для женщин;
- репетиторство;
- клининг;
- услуги няни;
- работа домашнего мастера.
Предприниматель может присоединиться к агрегаторам услуг, например, к Профи или Юду. Такие платформы помогают найти клиентов и зарабатывать на любом деле: от курьерских доставок до финансового консультирования.
Если клиент останется недоволен маникюром или отравится десертом, он может подать жалобу в Роспотребнадзор и ФНС. И к предпринимателю придут с проверкой.
Можно ли зарегистрировать бизнес в квартире
Самозанятые и ИП всегда регистрируются по месту прописки. Самозанятые могут делать это через приложение, а предприниматели — через сервисы ФНС, портал Госуслуг, банки, отделения МФЦ и Почты России, лично или через посредника.
ООО тоже можно зарегистрировать на домашний адрес, например, по месту прописки гендиректора, учредителя при создании компании или участника — такое разъяснение дала ФНС в 2011 году. В этом случае прописка не должна быть временной. Если руководитель сменит место жительства или выйдет из бизнеса, нужно будет менять адрес компании.
Жильё можно использовать для предпринимательства, если у владельца бизнеса есть прописка и это не мешает соседям. Основание — статья 17 ЖК РФ.
Письмо ФНС, которое разрешает регистрировать ООО по месту жительства учредителя.
Справка
⠀
Если хотите стать предпринимателем — «Как зарегистрировать ИП». Разбираем всё подробно и по шагам.
⠀
Если не знаете, стать ИП или самозанятым — «Какой статус выбрать для бизнеса?»
⠀
Если сомневаетесь, нужно ли вести бизнес официально, какие есть преимущества и что будет, если этого не сделать — «Когда нужно регистрировать ИП».