Что такое венчурные инвестиции и как их получить

Время на прочтение: 5 мин.
Алексей Серогодский

Если вы ищете деньги на развитие стартапа, банк вряд ли поможет. Он попросит показать оборот и предоставить имущество в залог. Ни того ни другого у начинающего предпринимателя часто нет. Для технологических проектов, которые находятся в начале пути, альтернативой банковским кредитам могут стать венчурные инвестиции. Что это и как их получить, рассказывает предприниматель, который искал средства для своего дела в Фонде развития интернет-инициатив и проходил обучение для инвесторов в Фонде «Сколково».

Как работают венчурные инвестиции

Венчурными называют инвестиции в молодую компанию, у которой есть проработанная бизнес-идея и потенциал роста в сотни раз. Эти вложения высокорисковые для инвесторов, так как из 10 стартапов прибыль приносит только один. Такие данные приводит Национальная ассоциация венчурных капиталистов США (National Venture Capital Association, NVCA).

Чтобы получить средства на развитие, необязательно, чтобы проект стал прибыльным в течение первых нескольких лет. Договорённости с инвестором могут касаться, например, роста количества клиентов. На таких условиях возможно регулярно получать миллионы долларов вложений.

В обмен обычно инвестору полагается доля в компании. Это прописывается в документах о сотрудничестве. Инвестор не только приобретает право на часть будущего дохода, но и может принимать решения по управлению бизнесом.

Несмотря на риски, венчурное финансирование популярно, особенно за рубежом, потому что, вложив 10 млн рублей, через 5 лет инвестор может получить прибыль в 100 млн рублей и больше.

Какой проект может получить венчурный капитал

У опытных инвесторов и фондов есть критерии, по которым оцениваются команда, бизнес-идея и возможность её реализации. Обычно эта информация находится в открытом доступе на сайте фонда или в публикациях инвестора. Узнать её можно и на бесплатных вебинарах, которые проводят эксперты.

Вот как фонд Altair Capital описывает стартап, в который готов вложиться.

Команда

Состав. В проекте должно быть минимум два человека, которые способны создать продукт и продать его. Членам команды требуется подходящий опыт работы.

Представим, что вы открываете онлайн-школу английского языка и в ней будет использоваться искусственный интеллект, который определяет уровень знаний и подбирает занятия с учётом этого уровня и интересов ученика. Тогда в команде должны быть как минимум преподаватель английского языка и программист, специализирующийся на искусственном интеллекте.

Личностные данные. Лидера проекта отличают упорство и коммуникабельность. Он умеет идти на компромиссы и способен вдохновить команду. Чтобы выявить эти качества, инвестор изучает ваше резюме, связывается с работодателями, партнёрами по бизнесу, задаёт вопросы при личной встрече.

Преимуществом будет, если вы занимали управляющую должность и ваша команда добилась успеха. Прошлый предпринимательский опыт также подойдёт, даже неуспешный. Если его нет, может быть достаточно и личной истории успеха, например, как вы готовились к восхождению на горную вершину и покорили её.

Идея

Важно убедить инвестора, что ваша идея жизнеспособна, что её можно реализовать и у неё есть потенциал роста. Для этого нужно подготовиться — проанализировать рынок и описать технологии, которые используете в проекте.

Рынок. Нужно рассчитать объём рынка — сколько зарабатывают на нём действующие игроки. И показать, какую долю рынка планируете получить. Эти данные должны соотноситься с планами проекта по многократному росту.

Объясним на примере онлайн-школы английского. В данном случае нужно знать рынок обучения иностранным языкам. Найти информацию о нём можно в открытом доступе — её публикуют исследовательские компании в ведущих бизнес-изданиях: в Коммерсанте, РБК, Российской газете. Например, такой анализ провели в 2019 году онлайн-университеты «Нетология» и EdMarket, IT-холдинг TalentTech и Агентство инноваций Москвы.

В исследованиях приводится размер рынка в 5,3 млрд рублей за 2019 год с учётом:

  • онлайн-школ и сервисов;
  • частных репетиторов и преподавателей, которые проводят занятия дистанционно.

Поскольку мы создаём онлайн-школу английского языка, то и смотреть надо на аналогичные образовательные проекты. Доля трёх крупнейших проектов на российском рынке составляет 30% — это около 1,6 млрд рублей в год. Будем отталкиваться от этой цифры.

Далее нужно определить доступную долю для нашего проекта. На курсах инвесторов рекомендуют считать достижимой долю рынка в 5-8%. В нашем случае получается, что онлайн-школа английского языка может зарабатывать до 128 млн рублей в год. Это не точные цифры, так как достоверно предсказать поведение рынка сложно.

Второй способ рассчитать будущие доходы — умножить количество потенциальных клиентов на среднюю рыночную стоимость услуги. Сравните результаты разных расчётов и покажите инвестору среднюю величину.

Потенциальный рост. Рынок должен динамично расти или иметь тенденцию к росту. Например, сейчас к стремительно развивающимся отраслям относятся электромобили, заменители молочных и мясных продуктов, «зелёная энергетика» и онлайн-образование.

Конкуренты. Необходимо знать конкурентов, их преимущества и недостатки, долю рынка, которую они занимают. Покажите инвестору, что хорошо разбираетесь в своей сфере, и объясните, чем ваша идея лучше, как она поможет потребителю сэкономить время или деньги.

Уделите этому пункту особое внимание, чтобы не оказалось, что вы просите у инвестора средства на идею, которая уже реализована. Компании, у которых нет конкурентов, встречаются очень редко.

Технология. Считается, что многократно вырасти в течение нескольких лет могут интернет-сервисы, у которых основные затраты — это зарплата сотрудников и реклама. Таким компаниям для развития не требуется открывать дополнительные торговые точки, арендовать складские помещения и офисы.

Ценятся проекты, где есть уникальные технологии или алгоритмы, которые защищены патентом или получат защиту в ближайшее время.

Выход на зарубежные рынки. Вероятность, что венчурный инвестор вложится в вашу идею, возрастает, если вы планируете выйти на международный уровень. Для этого надо исследовать эти рынки тоже и предоставить данные.

Данные о том, в какие проекты вкладываются, открыты. Изучите их, чтобы понять, что востребовано инвесторами.

Текущий результат

Существует несколько стадий развития стартапа. В зависимости от того, на какой находится проект, можно рассчитывать на разные условия финансирования.

Демонстрационная версия продукта — это прототип, который способен выполнять основную функцию и доказывает, что ваша идея осуществима.

Прототип капсульной кофеварки. Источник: сайт iXBT.com.

Пилотная версия продукта — это вариант продукта, который готов к массовым продажам. Он позволяет собрать обратную связь от потребителей и выявить недостатки, чтобы их исправить.

Первые продажи показывают, что потребители хотят пользоваться продуктом. Они уже купили товар по установленной цене или сделали предзаказ. Десяти продаж достаточно, чтобы подтвердить интерес.

Динамичные продажи демонстрируют, что продукт пользуется спросом и нравится пользователям. На этом этапе можно получить статистику и глубже понять потребности покупателей. Если за несколько месяцев продажи выросли в десять раз, значит, вы движетесь в правильном направлении.

Консалтинговые компании анализируют рынок венчурных инвестиций в стартапы. По их отчётам можно судить, какие суммы вкладывают в проект на разных стадиях и на какую долю в бизнесе обычно соглашаются инвесторы.


Сумма, $Доля инвестора, %
Стадия 1От 1 тыс. до 1 млнне менее 5
Стадия 2От 1 до 5 млнне менее 10
Стадия 3От 5 до 100 млнне менее 15
Стадия 4От 5 до 200 млнне менее 15

Такие данные показывают исследования PwC совместно с АО «РВК» «MoneyTree: навигатор венчурного рынка» за 2019 год и первое полугодие 2020 года.

Вложится ли инвестор в ваш проект и в каком размере, зависит от того, соответствует ли стартап критериям, в какую сумму оценивается компания и получали ли вы внешнее финансирование раньше. Итоговая стоимость проекта формируется в процессе переговоров между основателем и инвестором.

Где найти венчурного инвестора

Чтобы найти инвестора, нужно обратиться в венчурный фонд или объединение бизнес-ангелов. Например, в России это:

Контакты инвесторов обычно находятся в открытом доступе в интернете.

Больше фондов и инвесторов можно найти здесь.

Фонд Altair Capital размещает электронную почту для связи.
На сайте ФРИИ нужно перейти в специальный раздел и заполнить там небольшую анкету.

В некоторых случаях потребуется приложить презентацию.

Не все инвесторы дают обратную связь, так как заявок на финансирование поступает много. Необходимо приложить усилия, чтобы стартап заметили.

Если ваша идея заинтересует инвестора, это ещё не значит, что удастся получить средства на проект. Сначала нужно пройти интервью. В нём могут участвовать как основатель стартапа, так и вся команда. Инвестор проанализирует идею, технологию и рынок. Если вы договоритесь, условия сделки необходимо закрепить в документах. После этого проект получает инвестиции. Весь процесс может занять от нескольких месяцев до полугода.

Пример презентации для инвестора можно найти на сайте ФРИИ

Иногда инвесторы находят проект сами. Обычно это происходит на конкурсах и мероприятиях для стартапов. Их проводят инвестиционные фонды и крупные корпорации. Наиболее распространённым мероприятием является акселератор. Это программа, в рамках которой предприниматели проходят обучение, и по её итогам могут получить инвестиции или партнёрскую поддержку. Участие в акселераторах бесплатное, но нужно пройти отбор на конкурсной основе.

Вот несколько таких программ.

НазваниеСсылка
Стартапамhttps://generation-startup.ru/startups/
Build UPhttps://buildup.sk.ru/
StartupDrivehttps://startupdrive.ru/
GoGlobal https://goglobal.iidf.ru/
Streamline https://streamline.softlinevp.com/
Московский акселераторhttps://ma.innoagency.ru/
Акселератор СПРИНТhttps://www.iidf.ru/startups/sprint/
MTS StartUp Hub https://startup.mts.ru/
Акселератор Альфа-Банкаhttps://alfabank.ru/scouting 
MEDIA GATEhttps://nmg.sk.ru/
StartHub.Moscowhttps://starthub.moscow/starthub_moscow
Акселератор PepsiCohttps://techlab.generation-startup.ru/

Кроме денег участники акселераторов получают менторскую поддержку. Такие программы помогают налаживать деловые связи. А это приносит даже больше пользы, чем инвестиции.

Пошарить
Смотреть все

Site Footer