Допустим, у вас есть бизнес-идея. Как проверить, будет ли на неё спрос? Можно довериться собственному чутью, можно расспросить друзей и знакомых, а можно поступить, как наш герой. Предприниматель Алексей Серогодский рассказал, как без существенных вложений проверил, заинтересует ли потребителей сервис, который он решил создать.
Как я придумал идею для бизнеса
Я занимался ремонтом компьютерной техники в небольшом городе. Существенной прибыли такой бизнес не приносил, и меня постоянно посещала мысль о смене деятельности. Надо было увеличивать доходы, и не хотелось быть привязанным к офису. Поэтому я начал изучать разные направления.
В итоге решил остановиться на формате онлайн-сервиса, потому что он не требовал большого штата сотрудников и торговых площадей, а в большинстве случаев не нужен был даже склад и офис.
Направление бизнеса выбирал исходя из своих интересов. Я придерживался здорового образа жизни и следил за качеством продуктов в рационе. Приобретал фермерскую продукцию на розничных и оптовых рынках — на оптовых покупать даже небольшие партии было выгоднее. Я обратил внимание, что продавали там в основном посредники.
Это натолкнуло меня на мысль, что можно сделать сайт, который будет напрямую соединять фермеров и потребителей, которые хотят покупать их продукты.
Чтобы убедиться, что такой сервис интересен не только мне, я стал изучать рынок:
- посещал сельскохозяйственные выставки и конференции;
- общался с потенциальными партнёрами и клиентами;
- не пропускал мероприятий по информационным технологиям.
Спрос на сервис подтверждался, но стало понятно, что создавать его долго, так как проект технически сложный. К тому же фермеры не привыкли использовать современные технологии, и требовались дополнительные усилия и затраты на их обучение. Своих средств мне явно не хватало на этот проект, пришлось задуматься о привлечении дополнительного финансирования. Одним из вариантов были венчурные инвестиции.
Венчурные инвестиции — это финансирование стартапов, у которых есть потенциал быстро вырасти. Такой тип вложений более рискованный для инвесторов.
Чтобы разобраться в тонкостях получения финансирования от инвесторов, я решил пройти обучение. Венчурные фонды обучают тому, что такое венчурные инвестиции и какие требования предъявляются к проектам. А ещё на занятиях можно детально разобрать свой проект с экспертами.
Специалисты фонда объяснили, что с одной идеей денег не получишь и надо сначала подтвердить спрос реальными сделками.
Как подтвердить спрос, если сервиса ещё нет
Чтобы не тратить время на создание сервиса, который может оказаться невостребованным, эксперты посоветовали поступить так:
- сделать одностраничный сайт. На нём должна быть возможность оформить предзаказ товара, в моём случае — корзины фруктов или, например, супового набора;
- запустить рекламу;
- найти фермеров, которые готовы выполнять заказы;
- через несколько недель собрать статистику. Она покажет, есть ли спрос.
Я решил делать сайт самостоятельно на конструкторе, чтобы не привлекать программистов, дизайнеров, копирайтеров, маркетологов, аналитиков и сократить расходы. Выбрать конструктор сайта оказалось непросто, пришлось подробно изучать возможности минимум десяти сервисов, а потом протестировать пять из них, чтобы найти оптимальный.
В итоге у меня получился список возможностей, которые должны быть у конструктора, чтобы создать сайт без навыков программирования и дизайна.
Какие возможности должны быть у конструктора сайтов
Вот список опций, которые важны.
Большой выбор современных шаблонов на русском языке
От шаблона зависит, как будет выглядеть ваш одностраничник. Эта функция упрощает продумывание структуры сайта и составление текста. Выбирать надо такой, который хорошо смотрится на мобильных устройствах.
Изменение шаблонов
Даже в идеально подходящий шаблон придётся вносить изменения. Потребуется добавить фотографии товара или описать, как получить услугу, изменить название компании или добавить контактную информацию. Если интерфейс простой и понятный, то не придётся тратить много времени на изменение внешнего вида сайта.
База изображений
Скорее всего, нужно будет заменить картинки и фотографии, которые используются в шаблоне, чтобы сайт соответствовал вашей тематике. Если в конструкторе уже есть бесплатные изображения, то вы сэкономите время и средства.
Редактор изображений
Фотографии, которые вы будете загружать на сайт, придётся обрабатывать: подгонять по размеру, обрезать, добавлять на них текст и логотип. Это сделает ваш сайт уникальным.
Инструкции и подсказки
Новичкам не всегда удаётся самостоятельно разобраться в функциях конструктора. Поэтому, если вы в первый раз делаете одностраничник, инструкции и подсказки будут полезны.
Техническая поддержка
Если в инструкциях нет ответа на ваш вопрос, то чат с поддержкой поможет быстро решить проблему.
Встроенная статистика
Поскольку изначальная цель одностраничного сайта — собрать статистику и понять, есть ли спрос, удобно, когда счётчик покупателей встроен в конструктор. Тогда нет необходимости разбираться со сторонними сервисами.
Форма сбора данных
Это анкета, которую заполняет покупатель, когда делает заказ. С её помощью вы сможете запросить дополнительную информацию о своих потребителях, например, должность или адрес электронной почты.
Платёжные системы
Если сервисы онлайн-платежей интегрированы в конструктор, то, чтобы принимать оплату, не придётся разбираться с тонкостями их настройки. В этом случае покупать или брать в аренду кассовый аппарат не нужно.
Выгрузка данных
Это функция нужна, чтобы перенести информацию в привычный формат, например, в Excel. Так её удобнее изучать.
Пробный период максимальной версии
Если он предусмотрен в конструкторе, то можно бесплатно или дешевле оценить, насколько вам удобно работать в этом сервисе.
Купоны на рекламу
Некоторые конструкторы сотрудничают с рекламными системами, например, Яндекс.Директ, и компенсируют часть затрат на рекламу. Это поможет сэкономить, пока вы тестируете сайт.
Возможность скрыть название конструктора
Так ваш сайт будет выглядеть надёжнее для покупателя.
Бесплатный домен
Чтобы повысить доверие к сайту, лучше использовать персональный адрес, а не сделанный на домене самого конструктора. Например, простой frukt.ru выглядит надёжнее, чем tilda.cc\frukt.ru.
Покупка адреса сайта на стороннем сервисе и его настройка могут занять много времени и обойтись довольно дорого. Поэтому домен в подарок от конструктора позволяет сэкономить.
Для тестирования я остановился на пяти сервисах: Tilda, WordPress, Wix, Bitrix24 от 1C, LP Generator. Все они имеют необходимые функции. Чтобы сравнить их и выбрать самый подходящий, я составил таблицу с их преимуществами и недостатками.
Tilda | WordPress | Wix | Сайты Bitrix24от 1C | LPGenerator | |
Шаблоны | 🟡 | 🟡 | 🟡 | 🟡 | 🟢 |
Редактор шаблонов | 🟢 | 🟢 | 🟢 | 🟡 | 🟢 |
База изображений | 🟢 | 🟢 | 🟢 | 🟡 | 🟢 |
Редактор изображений | 🟢 | 🟢 | 🟢 | 🟢 | 🟢 |
Инструкции | 🟢 | 🟡 | 🟢 | 🟢 | 🟢 |
Техподдержка | 🟢 | 🟡 | 🟡 | 🟢 | 🟢 |
Статистика | 🟢 | 🟢 | 🟢 | 🟢 | 🟢 |
Форма сбора данных | 🟢 | 🟢 | 🟢 | 🟢 | 🟢 |
Приём платежей | 🟢 | 🟡 | 🟢 | 🟡 | 🟢 |
Выгрузка данных | 🟢 | 🔴 | 🟢 | 🟡 | 🟢 |
Пробный период | 🟢 | 🟡 | 🟡 | 🟢 | 🟡 |
Купоны на рекламу | 🔴 | 🔴 | 🟢 | 🔴 | 🟡 |
Возможность скрыть название конструктора | 🟢 | 🟢 | 🟢 | 🟢 | 🟢 |
Бесплатный домен | 🟢 | 🟢 | 🟢 | 🟢 | 🔴 |
🟢 – соответствует 🟡 – частично соответствует 🔴 – не предусмотрено
Сколько стоят конструкторы сайтов
Цена зависит от того, платите вы ежемесячно или сразу за длительный срок.
Если платить ежемесячно
Стоимость в месяц составит от 750 до 1 500 рублей. В этом случае будут недоступны некоторые функции, например, возможность скрыть название конструктора, бесплатный домен и купоны на рекламу.
Если платить сразу за год
Цена составит от 6 до 12 тысяч рублей. В такое предложение включены все функции, и получается, что этот вариант выгоднее.
Когда будете рассчитывать расходы, кроме стоимости конструктора, важно не забыть про затраты на рекламу. На них надо закладывать от 10 тысяч рублей в месяц.
Мой опыт показал, что не стоит ограничиваться одним вариантом сайта. Лучше сделать несколько с разным дизайном, ценой вашего продукта и описанием предложения. Такой эксперимент обойдётся немного дороже, но зато даст расширенную статистику о том, что нравится покупателям. Даже если спрос на товар не подтвердится, полученная информация поможет быстрее найти верное направление для развития проекта.
Чем закончился мой эксперимент
Я сделал пять вариантов сайта. За 2 месяца его посетило более 3000 пользователей. Изучив статистику, я пришёл к нескольким выводам.
- Моим онлайн-сервисом хотят пользоваться небольшие продуктовые магазины. Они готовы платить за такую услугу, потому что для них критически важна экономия времени и затрат.
- Для обычных потребителей, которые покупают фермерские продукты в розницу, сервис оказался невыгодным, так как товаров они заказывали немного, а стоимость доставки была высокой.
Без своего эксперимента с конструктором сайта я бы это так быстро не выяснил. Я бы начал с помощью программиста создавать сервис для розничных покупателей, стал бы его продвигать и только через время понял бы, что спроса нет. В итоге потратил бы силы и деньги на создание невостребованного сайта.