Бизнес в маленьком городе: что открыть и как продвигать |

Какой бизнес открыть в маленьком городе? Отвечают сами предприниматели

Время на прочтение: 4 мин.
Елена Ворожцова

Какой бизнес начать в маленьком городе и как привлекать клиентов? Мы обсудили это с теми, кому стоит доверять в таких вопросах — с предпринимательницами, которые успешно ведут своё дело в небольших городах.

Сёстры Светлана Савинцева и Евгения Федяева продают цветы под брендом «Букеты от сестёр» в Славянске-на-Кубани.

Наталья Пинчук открыла в том же городе школу современного танца «Провокация».

Предпринимательница из Анапы Нина Клюкина (Пиляй) оформляет свадьбы, праздники, корпоративы, фотозоны и всё остальное, что можно оформить. А ещё у неё цветочный магазин с кофе на вынос «Флористо Баристо».

Они рассказали, как выбирали направление в бизнесе, что лучше всего привлекает клиентов (тут их мнения совпали) и нужны ли кредиты, чтобы вести своё дело (а тут разошлись).

В Славянске-на-Кубани живут 67 тыс. человек.

В Анапе — 94 тыс. жителей.

Это данные на 1 января 2021 года.

Как выбирать нишу

Классический совет для тех, кто хочет открыть бизнес — прежде чем выбрать нишу, убедитесь, что на вашу идею есть спрос и она решает проблемы потребителей. На практике такие исследования проводят не всегда. Опыт наших героинь показывает, что для старта бизнеса в маленьком городе достаточно ориентироваться на собственные потребности. А многие ниши оказываются незанятыми вовсе.

Сёстры Евгения и Светлана, основательницы «Букеты от сестёр», открыли первый цветочный магазин в Славянске-на-Кубани. До этого в городе такого не было. Свой выбор предпринимательницы объясняют случайностью. В 2002 году они учились в Краснодаре: Евгения — на юриста, а Светлана — на агронома. Параллельно девушки подрабатывали на цветочном рынке. После учёбы будущие предпринимательницы вернулись в родной город и, не найдя работу по специальности, решили открыть своё дело.

Если что-то предпринимать, то нужно предпринимать то, что знаешь. Знали мы только цветы.

Светлана Савинцева

Поэтому девушки начали продавать цветы, а позже отучились на флористов и научились собирать букеты.

Сейчас у Евгении и Светланы своя точка в цветочном павильоне Славянска-на-Кубани

Наталья Пинчук занималась танцами, но для этого ей приходилось ездить в соседний город. Со временем Наталья решила, что нужно открыть свою студию. В 2011 году предпринимательница взяла в аренду помещение, пригласила хореографов и создала первую школу современных танцев в Славянске-на-Кубани. Сейчас это самая крупная студия в городе, где работают 9 преподавателей, занимаются и дети, и взрослые.

Наталья Пинчук и её ученица

Нина Клюкина (Пиляй) организовала первую свадьбу в 19 лет для своей знакомой. С этого момента всё началось. Девушка была активной — проводила городские, а затем краевые мероприятия, в студенчестве работала в управлении по делам молодёжи. Потом она поняла, что нужно идти зарабатывать деньги, а не просто получать удовольствие от работы, и сосредоточилась на своём деле — организации и оформлении праздников.

Идея создать ещё и цветочный магазин неразрывно связана со свадьбами, для которых нужны букеты и украшения из цветов. Этот бизнес Нина создала позже — 3 марта 2020 года, прямо перед карантином.

Нина Клюкина

Как найти клиентов

Если город маленький, не обязательно разбираться с рекламой в Яндекс.Директе или Google Ads, чтобы о вашем проекте узнали. Светлана и Евгения использовали разные способы продвижения своего цветочного бизнеса — рекламу на радио и в газете, о них написали статью в местном СМИ. Сейчас предпринимательницы ведут страницу в Инстаграме.

Нина давала объявления в свадебных журналах, которые будущим молодожёнам предлагали в ЗАГСе. Для её цветочного магазина основная площадка продаж — это Инстаграм. Но лучше всего, по мнению всех предпринимательниц, работает сарафанное радио.

На практике оказалось, что самое эффективное — это сарафанное радио, когда приходит ученица, а потом приводит с собой ещё двоих. Первое время я спрашивала у клиентов, откуда они о нас узнали. Мне отвечали, что к нам ходит подружка или мама.

Наталья Пинчук

Сейчас Наталья специально не рекламирует свой бизнес. У танцевальной школы много клиентов, и они продолжают идти. Есть странички в Инстаграме, Одноклассниках, Вконтакте.

Для бизнеса Нины сыграло роль её участие в городских мероприятиях. Люди замечали девушку на сцене, а когда узнавали, что она ведёт свадьбы, звали и на свои праздники. Гости на одной свадьбе приглашали Нину организовать другую. То же самое с корпоративами — её видели много людей и звали на свои мероприятия.

Со временем у всех предпринимательниц появились постоянные клиенты — самые ценные, как говорит Светлана.

У нас появилось много постоянных клиентов за время карантина: и местных, и неместных. В этот период мы порадовали их самих, их родных и близких букетами, и они остались с нами.

Нина Клюкина (Пиляй)

Брать ли кредит на бизнес

Этот вопрос предпринимательницы решили по-разному. Светлана и Евгения начинали бизнес и открывали цветочный магазин на потребительский кредит. Про то, что можно получить финансирование на ИП, они тогда не знали.

Наталья не пользовалась кредитом, даже когда случился карантин. В этот период она смогла сократить расходы бизнеса — например, договорилась с собственником помещения, где находится танцевальная школа, о снижении арендной платы на 50%. Предпринимательнице хватило тех финансов, которые были отложены.

Школа современного танца «Провокация»

Нина уверена, что сначала нужно заработать капитал, а потом вкладывать его в дело. В этом случае, если что-то пойдёт не так, владелец бизнеса не останется кому-то должен.

Если мы будем расширяться, делать сеть магазинов, возможно, возьмём кредит. Но пока вкладываем то, что заработали.

Нина Клюкина (Пиляй)

Выгодно ли вести бизнес в маленьком городе

Так стоит ли открывать бизнес в маленьком городе или лучше пойти наёмным сотрудником? Чтобы ответить на этот вопрос, мы попросили наших героинь сравнить свои доходы со средней зарплатой в их городах. Результат впечатляет.

Наталья оценила свой доход выше среднего в Славянске-на-Кубани: «Если убрать расходы на студию, зарплату хореографам, то получится около 200 тысяч в месяц. Для нашего города это очень хорошо».

Светлана посчитала, что бизнес кормит две семьи — трёх человек у неё и четверых у сестры.

Нина сравнила своё дело и с другими предпринимателями, и с наёмными работниками: «У нас курортный город, где много владельцев гостиниц. Они зарабатывают в десятки раз больше. А если сравнивать с теми, кто работает в найме, мой доход выше».

◼️ Средняя зарплата в Славянске-на-Кубани за I полугодие 2021 г. — 34 876 руб.

◼️ Средняя зарплата в Анапе за I полугодие 2021 г. — 33 331 руб.

Если вы тоже хотите открыть бизнес в своём городе, но не знаете, как его правильно зарегистрировать, наш блог поможет разобраться.

Какой статус выбрать для бизнеса? Отличие ИП от самозанятых

Как зарегистрировать ИП

Когда нужно регистрировать ИП

Пошарить
Смотреть все

Site Footer