Как создать бизнес с партнёром и не потерять деньги | Блог Развивай.рф

Как вести бизнес с партнёром и не потерять деньги. Советы юриста

Время на прочтение: 4 мин.
Редакция Развивай.рф

Бизнес с партнёрами – это не то же самое, что бизнес одного предпринимателя. С партнёрами необходимо договариваться, как вести дело, распределять прибыль и продавать долю. Если не обсудить некоторые вопросы при создании совместного проекта, бизнес можно потерять либо возникнет корпоративный конфликт.

Мы поговорили с юристом в сфере корпоративного права и инвестиций Владимиром Знаменским. Он часто встречается с проблемами предпринимателей и деловых партнёров в совместных проектах. В этой статье Владимир рассказывает, о чём стоит задуматься заранее, чтобы не потерять бизнес и деньги.

Какую форму выбрать для совместного бизнеса

Есть несколько форм для совместного бизнеса — например, ИП и юридические лица. Среди последних, как правило, выбирают общество с ограниченной ответственностью.

ИП не совсем подходит для совместного бизнеса — поделить прибыль без дополнительных договоров сложно. По моему опыту, форму ИП выбирают, если партнёром выступает инвестор, который предоставляет предпринимателю заём под процент.

Если нужно разделить прибыль, ИП может заключить договор простого товарищества. По нему партнёры вносят вклады в общее дело и получают прибыль в определённых долях. Договор простого товарищества может не подойти, поскольку его стороной вправе быть только ИП или ООО.

ООО больше подходит для совместного бизнеса. В нём можно сразу выделить доли партнёров. Кроме того, многие гарантии для участников бизнеса закреплены в законе об обществах с ограниченной ответственностью.

Стоит ли разделять бизнес 50/50

Делить бизнес поровну — плохая идея.

Во-первых, если ни у одного из партнёров нет решающего голоса, в случае конфликта не получится принять важные для бизнеса решения. Например, если срок полномочий директора истёк, то нового избрать не смогут.

Во-вторых, если доли в малом и среднем бизнесе разделены 50/50, это предполагает равные усилия и вложения участников в развитие проекта. Но на практике так получается редко — один из партнёров меньше работает и сосредоточен не только на этом бизнесе, а прибыль всё равно распределяется поровну. Это ведёт к конфликтам.

Рекомендую взвешенно подойти к решению о распределении долей и понять, для кого из партнёров бизнес имеет большее значение. Соответственно этому и нужно распределять доли.

Например, два предпринимателя создали бизнес по производству одежды. Один партнёр выступает только в роли инвестора. А второй сосредоточен на этом проекте, занимается текущими задачами, ищет заказчиков и при этом вкладывает то же количество денег, что и первый. В таком случае разумно предусмотреть, что доля участника, который прилагает больше усилий, должна быть больше.

Как договориться о распределении прибыли

Как правило, в ООО прибыль распределяется пропорционально долям в уставном капитале. Но есть три условия, о которых стоит договориться заранее.

👉 Как часто распределять прибыль. Например, партнёры могут договориться о ежеквартальной выплате или выплате раз в год.

👉 Какую часть прибыли распределять. Я часто встречаюсь с ситуациями, когда партнёры разделили доли в бизнесе, но не договорились, какой размер прибыли будет распределяться как дивиденды. Например, в компании 2 участника. Один рассчитывает, что они будут делить 80% прибыли, а второй думает, что 30%.

Чтобы не возник конфликт, советую обсудить этот вопрос заранее и зафиксировать в юридических документах, например, в корпоративном договоре.

👉 Как считать прибыль к распределению. Можно договориться о распределении прибыли, но не согласоваться, как её рассчитывать. В бухгалтерском учёте есть два подхода: кассовый метод и метод начисления. В первом случае выручка и прибыль признаются в том случае, если деньги реально поступили на счёт. Во втором считается, что прибыль получена, когда деньги ещё не перечислили. Например, товар поставили, но за него пока не заплатили. Выручку и прибыль признали, а денег ещё нет. Чтобы у сторон подход был одинаковым, нужно специально договориться о методике расчёта прибыли к распределению.

Как избежать ситуации, когда один участник бросает другого

Никак. Но есть несколько механизмов, которые позволяют сгладить уход партнёра или снизить риски этого.

👉 Обсудить и зафиксировать все условия на старте бизнеса: доли, условия участия, распределение прибыли и т.д. Чем меньше останется непроработанных вопросов, тем меньше непонимания между партнёрами может возникнуть, а значит, меньше шансов, что один из них уйдёт.

👉 Договориться об опционе. Опцион — это соглашение, по которому одна сторона может потребовать, чтобы другая купила или продала долю в бизнесе. Такой механизм полезен, если возникает конфликт. Например, партнёры могут договориться, что в случае спора один из них выкупает долю второго и первый выходит из бизнеса.

Как избежать разногласий или тупиков при голосовании

Чтобы этого не произошло, есть несколько рекомендаций.

👉 Договориться о принципиальных вопросах заранее. Не должно быть недосказанных ожиданий, а каждый партнёр должен понимать свою роль. Если инвестор рассчитывает на активное участие в бизнесе, а предприниматель ожидает, что роль инвестора будет пассивной, то эта ситуация приведёт к разногласиям.

👉 Зафиксировать договорённости в юридически обязывающих документах. Как правило, такие договорённости отражаются в уставе компании и корпоративном договоре. В последнем можно предусмотреть обязанности по голосованию, например, закрепить, что партнёры должны голосовать за распределение прибыли.

👉 Предусмотреть механизм разрешения тупиковых ситуаций. Например, договориться, что если спор не получается урегулировать, одна сторона вправе выкупить долю другой.

👉 Предусмотреть обеспечение обязательств по корпоративному договору: неустойку, залог, поручительство и т.д. Например, если корпоративным договором предусмотрена обязанность голосовать за распределение прибыли, а неустойки за нарушение нет, то это не стимулирует партнёра соблюдать соглашение. И наоборот, если за каждое нарушение партнёр должен будет платить неустойку в размере 500 тысяч рублей, выше вероятность, что он выполнит договор.

А чтобы обеспечить голосование по определённым вопросам, может выдаваться безотзывная доверенность.

Как урегулировать отношения участников бизнеса

Это можно сделать с помощью нескольких документов.

📃 Меморандум о взаимопонимании. Этот документ не имеет юридической силы, но хорошо структурирует договорённости и ожидания партнёров. Например, в нём отражают порядок финансирования, голосования, продажи долей, выход из бизнеса, распределение прибыли и остальные существенные вопросы.

Как и когда заключить. Меморандум заключается на этапе переговоров о создании совместного бизнеса перед регистрацией компании. После подготовки финальной редакции стороны подписывают его, но юридических последствий он не влечёт и привлечь к ответственности за неисполнение его условий нельзя.

📃 Устав. Это обязательный документ компании. В уставе отражается структура органов управления, права и обязанности участников, предоставление информации и т.д. Если один партнёр желает контролировать определённые сделки, например, займы, то в уставе предусматривают, что такие договоры необходимо предварительно одобрять у участников компании.

Как и когда заключить. Устав готовят до создания компании, поскольку он подаётся в ФНС при регистрации ООО. Документ должен содержать положения, предусмотренные законодательством. Для ООО это: наименование, уставный капитал, место нахождения, права и обязанности участников и иные положения.

📃 Корпоративный договор. В отличие от устава, который регулирует отношения между партнёром и самой компанией, корпоративный договор направлен на взаимодействие между партнёрами. Такой договор — юридически обязывающий документ, который разрабатывается в продолжение меморандума о взаимопонимании. Например, если в меморандуме определён порядок финансирования деятельности компании, то в корпоративном договоре можно детализировать сроки, реквизиты, условия займов.

К исполнению этого документа можно принудить, а за нарушение обязательств привлечь к ответственности. Она предусмотрена законодательством и самим корпоративным договором.

Как и когда заключить. По моему опыту, корпоративный договор так же, как и устав, согласовывается до учреждения компании и подписывается в момент её создания.
По общему правилу, этот документ можно заключить в простой письменной форме. Но если в корпоративном договоре есть обязательства, например, по продаже долей, то его нужно удостоверить нотариально.

📃 Соглашение о неразглашении (NDA). Если у бизнеса есть сведения, которые нельзя разглашать, то между партнёрами и компанией заключается соглашение о неразглашении конфиденциальной информации. Например, оно может касаться контактов заказчиков или описания технологии производства.

Как и когда заключить. Соглашение оформляется в простой письменной форме. Его можно заключить одновременно с корпоративным договором.

Стоит ли одному из учредителей становиться директором или лучше нанимать внешнего

Для малого и среднего бизнеса характерно совмещение роли собственника и директора. Так предприниматели сокращают расходы на административный персонал. Но есть исключения.

Иногда владелец бизнеса не обладает необходимыми компетенциями. Например, я встречался с проектом, где роли собственника и директора были разделены между разными людьми. Директор обладал производственными знаниями и имел контакты с потребителями, поэтому учредитель передал функции управления ему.

Ещё один пример, когда стоит нанять внешнего директора — если собственник находится далеко от места, где ведётся бизнес. Например, для контроля за детским развлекательным центром, который расположен в другом городе.

Пошарить
Смотреть все

Site Footer