Российский авторынок в 2022 году — чего ждать и как изменятся цены на автомобили | Блог Развивай.рф

Что ждёт российский авторынок в 2022 году

Время на прочтение: 5 мин.
Дарья Сырцева

Из-за санкций сразу несколько автомобильных компаний приостановили работу в России. В статье рассказываем, кто временно ушёл с рынка и какие машины могут заменить привычные модели.

В марте начали действовать новые санкции, которые затронули автомобильную отрасль. Теперь в Россию не приедут машины из Евросоюза, которые стоят дороже 50 000 евро (более 4,6 млн рублей по текущему курсу). Такие же ограничения установили США и Япония, которая не поставляет новые и подержанные авто, если стоимость модели превышает 6 млн иен (4,1 млн рублей).

Сколько будут действовать запреты, пока не ясно. Однако ни один бренд не заявил, что уходит из России навсегда. Все компании пообещали и дальше обслуживать российских клиентов и выполнять обязательства перед ними. Многие остановили поставки и заводы, только чтобы перестроить логистику.

⬇️ Главное о каждой марке

Mercedes-Benz

В Россию временно не поставляют легковые и малотоннажные коммерческие автомобили. Также поставили на паузу производство бренда в Подмосковье, на котором собирались модели Е-Class, GLC, GLE и GLS. Из-за этого резко подорожали машины, которые успели завезти в страну. Некоторые продавцы повысили цены вдвое.

Daimler Truck, подразделение концерна Mercedes-Benz Group, которое выпускает грузовики, приостановило сотрудничество с КамАЗом. Совместное предприятие в Набережных Челнах пока простаивает.

BMW

Немецкий бренд остановил поставки новых автомобилей и заморозил производство на заводе «Автотор» в Калининградской области. Изначально контракт был заключён минимум до 2028 года, но компания решила, что в текущей обстановке сборка и выпуск авто в России невозможны. В BMW надеются, что это временно, и обещают обслуживать авто российских клиентов как раньше.

Сейчас можно купить только те машины, которые уже были поставлены в Россию. Цены на них тоже выросли на миллионы рублей. Автомобили передают дилерам по полной предоплате. Если техника была заказана, но не ввезена в страну, теперь её придётся ждать. Сколько времени на это потребуется, неизвестно. Шансы получить и не получить авто по итогу ожидания примерно равны.

Rolls-Royce

Приостановила поставки автомобилей в Россию и компания Rolls-Royce, которая входит в немецкий автоконцерн BMW AG.

Volkswagen Group

Концерн «Фольксваген Груп Рус» объединяет на российском рынке семь марок: Volkswagen Легковые автомобили, Volkswagen Коммерческие автомобили, Skoda, Audi, Lamborghini, Bentley и Ducati.

Это объединение, пожалуй, сейчас находится в самой сложной ситуации: у компании хорошие позиции на российском рынке и собственные заводы в двух городах, но бренд оказался под давлением немецких властей. Автовозы, которые ехали в нашу страну, развернули назад. Из-за проблем с поставками компонентов остановилось производство в Калуге и Нижнем Новгороде. Его планируют возобновить в июне-июле этого года. Производственный план на 2022 год Volkswagen в России пока не урезал. В Калуге выпускали Volkswagen Polo, Skoda Rapid и Volkswagen Tiguan, а в Нижнем Новгороде — Skoda Octavia, Karoq и Kodiaq, Volkswagen Taos.

Porsche

Немецкий бренд приостановил ввоз автомобилей в Россию. Гарантийные обязательства перед клиентами компания обещает выполнять. Также она передала российским дилерам произведённые и оплаченные автомобили. Дилерская сеть в 20 городах продолжает работать.

MAN

Компания перестала ввозить грузовики и запчасти в Россию и Беларусь. Производство в Санкт-Петербурге тоже временно не работает.

Renault Group

Российский рынок для Renault считается ключевым — по объёмам производства и продаж наша страна уступает только Франции. Поэтому концерн ввёл санкции одним из последних и под политическим давлением.

Теперь производство в Москве остановлено на неопределённый срок. На нём собирали такие модели, как Renault Kaptur, Duster и Arkana, а также Nissan Terrano. Также французской компании предстоит решить, что делать со своей долей в АвтоВАЗе. Ей принадлежит 68% российского бренда, остальное — у Ростеха.

General Motors

Концерн не поставляет новые автомобили в Россию «до дальнейшего уведомления». Значит, на рынке в ближайшее время не будет Cadillac и американских моделей Chevrolet. Компания не прогнозирует, когда возобновятся отгрузки, но обещает «следить за ситуацией».

Кроме кроссоверов, GM продаёт в России недорогие модели: Chevrolet Spark, Nexia, Cobalt. Их собирают в Узбекистане и Казахстане по лицензии бренда. Будут ли продолжаться поставки оттуда, пока не ясно.

Ford

Заморожено производство коммерческих автомобилей Transit на заводе «Форд Соллерс» в Елабуге. В линейку модели входили фургон, автобусы и шасси в более чем 140 модификациях.

Jaguar Land Rover

Альянс одним из первых перестал ввозить автомобили в Россию. Производитель обещает следить за ситуацией и делать всё возможное для клиентов.

Volvo

Volvo Cars временно не поставляет в Россию новые автомобили. Компания не готова к последствиям, которые могут возникнуть из-за торговли с нашей страной. Обязательства по гарантийному обслуживанию бренд выполняет для всех автомобилей, которые уже в собственности россиян.

Временно не работает и завод концерна в Калуге. Как долго будет заморожено производство, неизвестно. На нём выпускали грузовики шведской марки.

Scania

Производитель грузовиков Scania временно не будет привозить в Россию машины и запчасти. Однако компания не останавливает операционную деятельность: сервисное обслуживание, страхование и финансирование уже отгруженной техники.

Toyota

В начале марта компания приостановила поставки автомобилей на наш рынок из-за нарушений логистики. По этой же причине прекратилась работа на заводе в Санкт-Петербурге, где собирались RAV4 и Camry. Но это лишь временные трудности, с рынка бренд не уйдёт. Поставки уже возобновляются, правда, цены на автомобили взлетели выше 10 млн рублей.

Nissan

Японский бренд приостановил отгрузку автомобилей в Россию. Только в январе начался приём заказов на Pathfinder нового поколения, но из-за геополитической обстановки модель не приедет на российский рынок. Остальные машины под санкционные ограничения не попадают, значит, в России по-прежнему будут продавать Qashqai, X-Trail, Muranno и Terrano.

С 14 марта компания на три недели остановила производство в Санкт-Петербурге из-за недостатка комплектующих. Однако завод снова начал работать уже с 25 марта, но не в полную силу.

Mazda

Из-за перебоев с поставками на несколько дней апреля остановят работу два завода в Японии. Обещают, что на наш рынок это не повлияет, так как машины для России собираются во Владивостоке, на заводе «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус». Это совместное предприятие Mazda Motor Corp. и «Соллерс».

Suzuki

Компания временно не поставляет в Россию мотоциклы и автомобили, но обещает, что автомобилей на складах дилеров хватит ещё на 2-3 месяца. Российский офис Suzuki сообщил, что запасов запчастей тоже достаточно.

Ситуация может меняться: уже сейчас третье по величине предприятие японской марки столкнулось с нехваткой комплектующих и ростом цен на электроэнергию. Компания будет оптимизировать производство, из-за чего цены на автомобили неминуемо вырастут.

Honda

Компания перестала поставлять автомобили, мотоциклы и другую продукцию в Россию. Honda официально пришла на российский рынок в 2004 году, после чего постоянно сокращала линейку и в последнее время представляла здесь только одну модель — кроссовер CR-V.

В первом квартале 2022 года компания должна была завезти последнюю партию, но поставки остановили уже сейчас. Для многих уход Honda с рынка не стал неожиданным, о таком желании компания начала говорить ещё в 2020 году.

Прогнозы

Как будет складываться ситуация на рынке в 2022 году и к каким изменениям стоит готовиться? Прогнозы дал руководитель направления по работе с партнёрами «Развивай.рф» Сергей Новосёлов, который более 10 лет работал в лизинговых компаниях ВЭБ-лизинг, Росагролизинг, ALD Automotive и сотрудничал с автопроизводителями Volvo, Jaguar Land Rover, Lada, Renault и Nissan.

🔻 На рынке останутся бренды, которые сейчас остановили производство. Иностранные компании не покинут Россию навсегда и особенно те марки, у которых здесь работают собственные заводы. Они могут затягивать с возвращением из-за политического давления. Например, у немецких компаний сильные позиции и репутация в России, вряд ли они захотят их так просто терять. Альянс Renault-Nissan тоже будет стремиться справиться с ограничениями как можно быстрее: доля компании на российском рынке большая, собственно, как и её вложения.

За 2022 год бренды найдут способы, как ввозить машины в обход санкциям: зарегистрируют юрлицо в соседней России стране, закупят машины на местные деньги и привезут автомобили туда. В том государстве они пройдут таможню и сертификацию, после этого машины поедут в РФ. Здесь транспорт снова растаможат и сертифицируют, а потом отправят дилерам. Каждый такой этап будет добавлять автомобилю стоимости, по итогу цены рискуют быть космическими. Кроме того, на перестройку процессов потребуется время, так что проблемы с поставками авто и запчастей в ближайшие месяцы неминуемо будут.

На Развивай.рф вы по-прежнему можете подобрать и оформить в лизинг автомобили всех популярных брендов. В каталоге есть возможность выбрать не только марку, но и модель машины. Так вы узнаете примерный ежемесячный платёж и увидите список компаний, которые предлагают такое авто в лизинг.

🔻 Цены на автомобили будут расти и постоянно пересматриваться. Это касается любых брендов на рынке: всем придётся корректировать стоимость автомобилей и часто переписывать прайс-листы из-за колебаний курса валют. На фоне девальвации и приостановки поставок новые автомобили подорожали в среднем на 40% за март. Премиальные машины выросли в цене больше — до 60%.

На стоимость влияют ещё и проблемы с логистикой. Чтобы привезти автомобили в Россию, производителям придётся придумывать новые схемы экспорта и нести дополнительные издержки на доставку транспорта до дилеров. Всё это тоже отразится на цене авто для конечного потребителя.

Подорожают и российские модели, так как они собираются в том числе из иностранных запчастей. Причина всё та же — перебои с поставками.

🔻 Вырастет спрос на транспорт с пробегом. Когда новых машин в салонах нет или они продаются в два раза дороже, клиенты будут покупать или оформлять в лизинг б/у авто. Правда, цены на вторичном рынке уже выросли, а хорошие модели разбирают моментально.

Однако проблемы могут быть не только в подросшей стоимости авто и недостатке достойных вариантов, но и в поддержании автомобиля на ходу. Если машина сломается, есть риск, что деталей может не оказаться и в ближайшее время они не доедут. Уже сейчас на рынке есть дефицит, так как 90% европейских поставщиков не везут в Россию комплектующие. Теперь даже официальным дилерам приходится ремонтировать авто подержанными и неоригинальными запчастями.

💡 Как купить б/у автомобиль в лизинг? Ответили на 5 популярных вопросов предпринимателей.

🔻 Рынок переориентируется на китайские и корейские автомобили. В 2022 году в салонах и каталогах лизинговых компаний прибавится азиатских производителей. Получить такие автомобили можно быстрее и проще, потому что эти страны не вводили санкций против России.

Кроме того, скоро на рынок завезут 10+ новых моделей из Китая. Внешне они похожи на известные европейские марки, но стоить будут в два раза дешевле. Например, в продаже появятся Geely Coolray не дороже 1,5 млн рублей, премиальный, но дешёвый Exeed LX, который только выходит на рынок, Geely Monjaro — близнец BMW X7, а также необычные и недорогие машины Ora и Aura, которые напомнят классику Volkswagen.

Ещё новинки представят уже знакомые россиянам китайские компании Chery и Haval. Последний производил много моделей, но не все они доезжали до России — сейчас это изменится, и на рынке будут продаваться даже электрокары, которые похожи на Tesla.

Если машина нужна срочно, рекомендуем присмотреться к китайским брендам. Сейчас они активно завозят достойные и недорогие модели. Если же острой потребности в покупке нет, можно дождаться, пока европейские компании наладят поставки и вернутся на российский рынок.

Пошарить
Смотреть все

Site Footer