7 принципов развития школ, которые полезно знать предпринимателям |

«Школа — это новая достопримечательность»: что важно знать предпринимателям о современном образовании

Время на прочтение: 6 мин.
Елена Ворожцова

На первый взгляд кажется, что школа мало связана с интересами предпринимателей. Однако если знать принципы, по которым изменяется образование, можно найти неожиданные идеи для развития своего проекта.

Тому, как создаются современные школьные пространства и как проектирование помогает решать проблемы учеников, была посвящена встреча в Городских лабораториях ВЭБ.РФ. В ней приняли участие архитекторы и другие специалисты в школьном строительстве, директора учебных заведений, родители и дети.

В статье мы собрали важные мысли экспертов, которые пригодятся предпринимателям из разных сфер, а не только тем, кто связан с образованием или строительством.

Школа — это точка притяжения района и место, где создаётся комьюнити

В 2010 году в посёлке Большое Исаково Калининградской области открылась необычная школа. Она была не просто хорошо оснащена технически: с компьютерными классами, лабораториями и мастерскими. В проектировании школы принимали участие учителя, родители и дети. Она быстро стала драйвером развития района: около здания положили тротуар, провели уличное освещение и скоростной интернет. Вслед за привлекательностью посёлка выросла стоимость недвижимости в нём.

Школа будущего в посёлке Большое Исаково Калининградской области.

Это не единичная история, а тенденция развития современных школ в России. Новые здания становятся местными достопримечательностями, вокруг которых всегда есть представители учебного сообщества и те, кого привлекает интересная архитектура. Проходимость места повышается, и бизнес, который располагается вокруг школьной территории, может легче находить новых клиентов. Но чтобы он стал прибыльным и успешным, нужно изучить потребности потенциальных покупателей.

Идеи для бизнеса. Архитектор и основательница бюро «Чехарда» Мария Помелова рассказала на встрече, что во многих школьных дворах нет комфортного места для родителей, где они могли бы дождаться ребенка или поговорить с другими взрослыми. Эту потребность закроет предприниматель, который создаст пространство, где родители пьют кофе и общаются, пока ждут детей с уроков или дополнительных занятий.

Бизнес может быть связан и с другими интересами школьного комьюнити, например, с продажей канцелярских товаров или арендой оборудования для спортивных площадок: скейтбордов или ракеток.

Важно помнить, что по закону на пришкольной территории разрешается вести не любую коммерческую деятельность. Например, нельзя продавать алкогольные напитки или сигареты. Поэтому прежде чем заключать договор аренды на помещение, стоит проконсультироваться с юристом, не нарушает ли ваша задумка закон.

Если не знаете, какой проект открыть, рекомендуем воспользоваться принципом партнёра бюро «Дружба» Александры Чертковой: один архитектор в поле не воин. Поступайте как современные архитектурные студии: поговорите с директором школы и узнайте, что нужно ученикам и учителям, с чем вы можете помочь.

Мероприятие организовал ВЭБ.РФ совместно с компанией ПроШкола.

ООО «ПроШкола» помогает строить новые школы и привлекать финансирование на это.

Школы отвечают потребностям учеников и новым задачам

В XX веке школа готовила учеников к выбору одной специальности и работе на одном предприятии. Здания и помещения создавались под эту задачу. Сейчас в фокусе развитие разных навыков: не только профессиональные знания, но и soft skills, например, умение работать в команде, критическое мышление, творческий подход и самоорганизация. Задача архитектора — сделать так, чтобы школьные пространства соответствовали новым целям.

Школа «Мир» в Доброграде. Проект архитектурного бюро ИМАГО.

Школьные дворы также разрабатываются по-новому. Они становятся максимально функциональными, чтобы развивать не только физические навыки, но и творческое начало в каждом ребёнке. Архитекторы проектируют сложные объекты. Вместо стереотипных ярких «детских» цветов используются близкие к природе оттенки, применяются натуральные материалы, создаются уголки, где ученики могут взаимодействовать с природой: оранжереи и зимние сады.

Это игровое пространство «Грибы» в городе Казани. Его разработало архитектурное бюро «Чехарда». Площадка учитывает интересы и детей младшего возраста, и подростков. Это одна из задач, которую решают специалисты по современным школам.
Школьный двор Павловской гимназии. Проект разработало бюро «Дружба».

Идеи для бизнеса. Поработать с современной школой — вызов для архитектурных бюро, специалистов по ландшафту и дизайнеров. Это даёт возможность не только найти заказчика с интересной задачей, но и создать социально важный объект и внести вклад в будущее.

Пространства школы должны легко трансформироваться

Однотипные актовые залы, классы и коридоры уходят в прошлое. Вместо помещений, которые можно использовать только для учебы или только для отдыха на перемене, в современных школах создаются гибкие пространства, которые могут быть одновременно и рекреацией, и лекторием, и коридором. А фойе превращаются в «городскую площадь» школы.

Эту школу спроектировала Архитектурная мастерская ATRIUM. По замыслу архитекторов, актовый зал стал основным рекреационным пространством, через которое можно подняться на другие этажи. В итоге помещение не стоит закрытым большую часть времени, а используется учениками и учителями.

Помещения продумываются так, чтобы их можно было эффективно использовать не только для школьных собраний — для этого команда ATRIUM предусматривает отдельные входы, через которые можно попасть напрямую в актовый и спортивный залы, не заходя в основную часть школы.

Идеи для бизнеса. Современные атриумы, актовые залы и другие пространства школы — это площадки, на которые стоит обратить внимание предпринимателям из творческой и образовательной сфер. Здесь можно показывать театральные постановки для школьников, читать лекции или проводить презентации не только для детей, но и для взрослых.

В школе есть место для контролируемого риска (и он там должен быть)

Эксперты сходятся в том, что школьное пространство должно соответствовать возрасту. Такое мнение высказывают и архитекторы, и директора школ, и дети. В новых проектах особое внимание предстоит уделить подросткам, поскольку сейчас их потребности учитываются мало, а им так же, как и младшим ученикам, требуется место для движения и оправданный риск.

Мы стерилизовали и школу, и среду, и систему образования, и общество. Конечно, надо беречь детей, но мы не можем привязать их и ждать, что они будут развиваться. Подросткам нужен риск.

Алексей Голубицкий, директор Школы будущего

Чтобы создать в своей школе среду, интересную подросткам, Алексей Голубицкий открыл секцию слэклайна. У ребят появились и место, где собираться после занятий, и возможность получить адреналин. В итоге даже ученики, которые стояли на учёте, перестали нарушать правила и проводят вечера в этой секции.

Слэклайн — это хождение по специальной стропе.

Идеи для бизнеса. Этот опыт пригодится предпринимателям из сферы спорта. Наверняка, в школах ваших городов подход к оправданному риску пока консервативный. Вы можете стать первопроходцем: прийти с идеей к директору, рассказать, как это работает в других школах, и предложить свои услуги. Аргументы в пользу того, чтобы открыть секцию с контролируемым риском, можно почерпнуть из видео встречи. Эксперты обсуждают это начиная с 23 минуты.

Школа строится не для детей, а вместе с детьми

Следуя этому подходу, Алексей Голубицкий вместе с учениками сделал на территории школы скейтпарк. Похожий замысел осуществило бюро «Чехарда». На берегу Москвы-реки архитекторы организовали площадку-стройку и создали с ребятами деревянный маяк. А в деревне Большое Кузёмкино Ленинградской области за полдня сделали со взрослыми и маленькими жителями необычную лазалку.

Когда дети участвуют в создании каких-то объектов для себя, проектируют и строят их, это даёт ощущение сопричастности к результату, формирует бережное отношение к нему и учит работать в команде. Такие навыки соответствуют целям современной школы.

Идеи для бизнеса. Если у вас ремесленная мастерская или вы поставляете материалы для такой работы, школа может стать ещё одним заказчиком. Предложите открыть кружок, спроектировать и построить с учениками в школьном дворе лавочки или другие полезные объекты.

Обновлённым школам нужны современные материалы и мебель

Креативный директор N.F.Arch.Studio Надежда Федотова рассказала на встрече об элементах, которые присутствуют в современных школах и влияют на обучение. Вот некоторые из них:

  • стена, на которой дети рисуют;
  • разные конструкторы, с которыми школьники играют на перемене. Это не только известный Lego, но и интересные конструкторы российских производителей;
  • долговечное покрытие стен в столовой, коридорах и раздевалке;
  • много стекла. Это даёт эффект видимости и для учителя, который не может неэффективно провести урок, и для ученика, который не будет ломать мебель;
  • прочные доски-пленки, покрывающие стены полностью. Благодаря им учителя имеют возможность отойти от фронтальной работы с классом, а директорам не нужно беспокоиться о том, чтобы каждый год перекрашивать стены;
  • лёгкая мебель, чтобы ребёнок мог перемещать её самостоятельно. Кроме того, она должна соответствовать потребностям разного возраста. В современных классах используются не только парты и стулья. Для младших школьников, которые не могут сидеть 45 минут в одной позе, предусматриваются диваны, пуфики и ковры. Для старших ребят установлены табуреты, на которых можно качаться.
Школа в Старом Осколе.
Архитектура — бюро Semrén & Månsson, интерьер — n.f.arch.studio
.

Чтобы создавать в школах уютные пространства, некоторые архитекторы ориентируются на скандинавский стиль: используют много дерева и тёплые оттенки.

Значение придаётся не только внутреннему устройству, но и внешней отделке школы. В ней применяются натуральные материалы, которые приятно трогать. Фасады зданий — это часть образовательного процесса. Например, элементы из стекла помогают изучать физику и показывают, как преломляется свет.

Школа, спроектированная архитектурным бюро Semrén & Månsson.

Идеи для бизнеса. Продавать современные строительные и отделочные материалы можно не только девелоперам и застройщикам. Они требуются и новым школам. Так же, как и солнечные батареи, детская мебель, развивающие игры и конструкторы для учеников младших классов. Ваше предложение заинтересует директора, если оно поможет улучшить какие-то процессы в школе, например, позволит реже ремонтировать здание или использовать альтернативную энергетическую систему.

Школа — это не точка, а развитие

Есть иллюзия, что можно спроектировать идеальную школу и она останется такой навсегда. По мнению Алексея Голубицкого, это невозможно, потому что всё развивается, возникают новые потребности и стандарты. В том, как устроена школа, должна быть динамика. Этот подход близок и предпринимателям. Владелец бизнеса всегда ищет точки роста, анализирует прошлый опыт и делает выводы.

Один из способов развивать и улучшать школу — общаться с учениками, родителями, учителями и спрашивать их мнение. Такая практика полезна и для бизнеса. Предприниматель найдёт новый вектор для своего проекта, если будет собирать обратную связь от клиентов.

Больше идей. Чтобы найти прибыльную нишу, стоит смотреть в будущее. Это означает, что нужно:

💡 следить за тем, в каком направлении развивается ваша отрасль;
💡 не ждать, когда заказчики придут к вам с проектом, а изучать потребности клиентов;
💡 быть готовым менять свой бизнес под новые запросы покупателей.

Чтобы узнать больше о том, как развиваются школы, и найти идеи для сотрудничества с ними, смотрите видео встречи полностью.

В мероприятии принимали участие представители архитектурного сообщества:

🔻 Мария Помелова/ Бюро Чехарда
🔻 Сергей Остроух/Архитектурное бюро ИМАГО
🔻 Сергей Надточий/ Архитектурная мастерская ATRIUM
🔻 Анна Рыбаченко/ Semrén Månsson
🔻 Надежда Федотова/ N.F.Arch.Studio
🔻 Александра Черткова/ Бюро «Дружба»

Пошарить
Смотреть все

Site Footer