Что изменится для бизнеса в новом 2022 году |

Что ждёт бизнес в новом году

Время на прочтение: 5 мин.
Дарья Сырцева

Рассказываем о 7 нововведениях для предпринимателей и компаний. В статье читайте о том, каким будет новый налоговый режим, почему платить в ФНС и нанимать сотрудников станет проще, как банки по-новому узнают клиентов и о чём нужно не забыть в 2022 году.

Налоговый режим без страховых взносов и отчётности

ФНС готовит новый специальный режим для малого и микробизнеса — автоматизированную упрощённую систему налогообложения. АУСН подойдёт компаниям со штатом до 5 человек, годовой выручкой до 60 млн рублей и основными средствами до 150 млн рублей.

Бизнес, который выберет новый режим, не будет:

  • перечислять налог на прибыль, имущество организаций, НДС и НДФЛ;
  • платить страховые взносы за себя и за сотрудников;
  • вести налоговый учёт и сдавать отчётность по УСН, НДС и НДФЛ, а также в ПФР, ФОМС, ФСС и Росстат;
  • оформлять книгу учёта доходов и расходов;
  • проходить камеральные проверки.

Заботы по исчислению налога возьмут на себя банки и ФНС. Предпринимателям потребуется проводить расчёты через кассу, платить сотрудникам на банковскую карту и разрешить банку передавать информацию налоговой. Так ведомство автоматически рассчитает размер платежа — по банковским выпискам и из онлайн-касс, а предприниматели сэкономят время и деньги на оформлении документов.

Платить зарплату на новой системе можно только через банк, а не наличными. Банки будут сами исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ за сотрудников.

Ставка по новой УСН будет больше, но по-прежнему можно выбрать, как рассчитывать налог:

☑️ только от доходов — 8%;
☑️ доходы минус расходы — 20%. Минимальный налог повысят с 1 до 3% по сравнению с обычной УСН.

Налог нужно перечислять каждый месяц. До 5 числа ФНС должна получить отчёты по безналичным поступлениям и выплатам от банка, а также информацию по расчётам с ККТ от налогоплательщика. Доходы и расходы будут учитываться в личном кабинете на сайте ФНС. Там же до 15 числа отобразится сумма налога, который нужно перечислить в бюджет. На это у предпринимателей есть 10 дней.

Предполагается, что с новым режимом бизнесу будет проще получать кредиты: не нужно собирать пакет документов для банка и предъявлять выписки со счетов. Потенциальный кредитор видит операции по счёту и может оценить бизнес по данным, которые у него уже есть.

Применять новый режим получится не у всех. Ограничения касаются видов деятельности — они такие же, как и на УСН. Работать на новой системе не смогут:

  • организации с филиалами или обособленными подразделениями;
  • производители некоторых подакцизных товаров;
  • крестьянские фермерские хозяйства;
  • агентства занятости, которые нанимают персонал;
  • предприниматели, которые работают по договорам поручения, комиссии или агентским договорам — например, риелторы;
  • нотариусы, адвокаты, оценщики и другие, кто занимается частной практикой;
  • работодатели, которые нанимают нерезидентов РФ;
  • иностранные организации и компании с долей участия других организаций более 25%;
  • ломбарды;
  • НКО;
  • некоторые финансовые организации.

Новую налоговую систему в экспериментальном режиме запустят в четырёх регионах России: Москва, Московская и Калужская области, Татарстан. Если система окажется успешной, список территорий расширят. Так же запускали НПД для самозанятых.

Эксперимент пройдёт с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года. Чтобы применять новый режим в 2023 году, заявление нужно подать до 31 декабря 2022 года. Когда подавать заявку, чтобы перейти на АУСН к июлю 2022 года, пока неизвестно. Но есть шанс сделать это быстро, потому что предпринимателю требуется только уведомить ФНС о переходе в личном кабинете и разрешить банку передавать информацию об операциях налоговикам. Список банков, которые будут участвовать в эксперименте, определит государство.

Только что открывшийся бизнес может перейти на новый специальный режим в течение месяца после регистрации. Совмещать АУСН с другими налоговыми системами нельзя.

Новый налоговый режим заработает только после того, как президент подпишет закон. Пока законопроект рассматривает Госдума. Следить за процессом можно на сайте ведомства.

Ключевая ставка 8,5%

17 декабря Центральный банк увеличил ключевую ставку до 8,5%. Её повысили на 1 п.п, а за 2021 год показатель вырос вдвое. Ожидают, что из-за такого изменения в 2022 году:

  • деньги подорожают, в том числе заёмные;
  • кредиты будут менее доступны, так как ставки по ним продолжат расти;
  • вклады станут выгоднее, поэтому клиенты бизнеса будут больше копить и меньше тратить.

Справка
Ключевая ставка показывает, сколько стоят деньги в экономике. С помощью этого инструмента Банк России управляет инфляцией и курсом рубля. А ещё ключевая ставка — это минимальный процент, под который ЦБ готов выдавать кредиты коммерческим банкам и принимать от них деньги на депозиты. Поэтому её размер напрямую влияет на то, под какие проценты банки финансируют клиентов.

Ещё один способ платить налоги — единый платёж

В 2022 году платить налоги станет проще. Госдума приняла закон о едином налоговом платеже (ЕНП) для бизнеса. Это значит, что юрлица и ИП смогут перечислять одним платёжным поручением:

  • налоги;
  • авансовые платежи;
  • сборы;
  • страховые взносы;
  • пени, проценты и штрафы.

При этом не нужно будет указывать вид, назначение и срок платежа. Когда предприниматель или компания отправляет ЕНП в налоговую, выплата распределяется таким образом:

  1. Гасит недоимку по обязательным платежам.
  2. Если её нет, деньги перечисляют на налоги с самым ранним сроком уплаты, авансовые платежи, сборы и страховые взносы.
  3. Остаток идёт в счёт уплаты задолженности по пеням, процентам и штрафам.

Нестрашно, если заплатили больше, чем требовалось. Деньги будут лежать на счёте, пока не подойдёт срок следующей выплаты. Их можно вернуть, пока налоговая не приняла решение о зачёте суммы. Для этого нужно подать заявление.

В тестовом режиме ЕНП запустят с 1 июля по 31 декабря 2022 года. Пользоваться им смогут предприниматели и компании, которые провели сверку расчётов с налоговой без разногласий. Чтобы перейти на ЕНП, нужно с 1 по 30 апреля 2022 года подать заявление в налоговую по адресу регистрации компании или месту жительства предпринимателя. Но строго в течение месяца после сверки расчётов.

Ожидается, что благодаря такому эксперименту получится:

☑️ сократить время оформления документов;
☑️ уменьшить ошибки при заполнении форм;
☑️ не беспокоиться о сроках уплаты, штрафах и пенях. Достаточно вовремя перечислять только один платёж, делать это можно автоматически.

Переходить на новую систему необязательно — можно платить налоги по старой схеме.

Всё о ЕНП — в законе.

Разблокировка счёта онлайн

Если счёт заблокировали из-за неуплаченных налогов, отменить это решение можно в личном кабинете индивидуального предпринимателя или юридического лица на сайте ФНС. Раньше приходилось обращаться в налоговую лично. Теперь ИП и компании потребуется подать заявление онлайн, для этого нужно:

  1. Перейти на страницу «Мои налоги» в личном кабинете.
  2. В разделе «Общая задолженность» выбрать пункт «Решения о приостановлении операций по счетам». На экране появится таблица с таким же названием.
  3. В списке таблицы выделить запись с нужным решением и нажать на кнопку «Направить заявление об отмене приостановления операций по счетам».
  4. В поле «Содержание» ввести текст заявления.
  5. Прикрепить сканы документов, которые подтверждают уплату задолженности или устраняют другую причину блокировки, и нажать кнопку «Отправить».

Верховный суд разъяснил, можно ли блокировать личные счета ИП.

Повышение МРОТ

С 1 января 2022 года МРОТ вырастет до 13 890 рублей. Это на 1 098 рублей больше, чем в текущем году. Из-за повышения бизнесу нужно учесть несколько моментов:

☑️ Пересмотреть зарплаты сотрудников так, чтобы с нового года они оказались не ниже МРОТ. Это касается только тех, кто оформлен на полную ставку. Если специалист работает неполный день или по совместительству, оклад может быть ниже 13 890 рублей.
☑️ Вместе с зарплатой вырастет налог и страховые выплаты, которые нужно перечислять за сотрудников, а также декретные, больничные и отпускные. ⠀

Субъекты РФ могут устанавливать свой МРОТ, но он должен быть не ниже федерального.

Работодатель рискует, если его работники получают зарплату ниже МРОТ. За такое нарушение трудовая инспекция может дать предупреждение или оштрафовать на сумму от 1 000 до 5 000 рублей — ИП; от 10 000 до 20 000 рублей — директора или другое должностное лицо; от 30 000 до 50 000 рублей — организацию.

Если в новом году вы планируете нанимать новых сотрудников, государство готово поддержать. С 1 января 2022 года бизнес может дополнительно получить по 3 МРОТ за трудоустройство молодёжи до 30 лет, которую отнесли к «уязвимым категориям на рынке труда». Это соискатели:

  • без среднего профессионального или высшего образования;
  • с несовершеннолетними детьми;
  • не устроившиеся на работу за 3 месяца после возвращения с военной службы или после получения образования;
  • сироты или оставшиеся без попечения родителей.

Закон «О минимальном размере оплаты труда».

Размеры штрафов прописаны в ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Субсидия за наём безработных начала действовать ещё в марте 2021 года. С тех пор условия не поменялись, а категории соискателей расширились. Всё об этой мере поддержки — в статье.

Электронный трудовой договор

Чтобы нанять сотрудника из другого города, раньше приходилось ждать, когда он приедет в офис, подпишет документы или отправит их почтой. Сейчас ситуация упростилась, потому что договоры разрешили заключать с помощью электронной подписи и не дублировать на бумаге. Если сотрудники работают удалённо, можно сэкономить на доставке документов, расходных материалах и бумажной работе.

Чтобы заключать договоры дистанционно, потребуется:

  • выпустить внутренний акт об электронном документообороте;
  • уведомить о переходе на ЭДО и получить письменное согласие сотрудников. Оно не требуется от тех, кого оформляют на работу после 31 декабря 2021 года или у кого нет трудового стажа на эту дату;
  • настроить собственную информационную систему или зарегистрироваться на портале «Работа России» до 1 сентября 2022 года;
  • обеспечить работников усиленной квалифицированной или неквалифицированной ЭЦП за свой счёт.

Кроме трудового договора электронно можно подписывать ещё договор о материальной ответственности, договор на получение образования во время работы или заявление на увольнение. Но приказ об увольнении сотрудника придётся по-прежнему печатать на бумаге и подписывать вручную. Это же касается актов о несчастных случаях на производстве, документов о прохождении инструктажа по охране труда.

Закон, в котором зафиксировали изменения.

Информационная система — это любое ПО, которое позволяет хранить и подписывать документы.

Снижение нагрузки на добросовестных клиентов банков

ЦБ создаёт информационную платформу «Знай своего клиента», которая будет оценивать клиентов банков по трём уровням риска: высокий, средний, низкий, а также передавать эти данные банкам. Планируется, что такая система полноценно заработает с 1 июля 2022 года и облегчит работу малому и микробизнесу.

Когда банки будут распределять клиентов по уровням риска, они учтут информацию:

  • о видах и характере деятельности юрлица или ИП;
  • об операциях по банковским счетам;
  • об учредителях и руководителях;
  • об аффилированности с другими юрлицами и ИП, операции которых банк признал подозрительными;
  • о количестве банковских счетов, вкладов, депозитов.

Предпринимателям с низким уровнем риска будет проще переводить деньги и платить поставщикам. Они будут получать меньше отказов и запросов дополнительных документов. Если клиент с низким уровнем риска захочет, например, открыть вклад или перевести деньги юрлицу, банк не вправе ему отказать.

Кредитные организации сосредоточатся на сомнительных клиентах: будут пристальнее следить за ними, блокировать их счета, запрещать им проводить подозрительные операции и обслуживаться в отделениях. Это коснётся тех ИП и юрлиц, которые не ведут хозяйственную деятельность, зарегистрированы на подставных физических лиц или контролируются ими и создаются только для «отмыва» денег.

Банки будут обновлять информацию о клиентах с низкой степенью риска раз в три года, со средней и высокой — раз в год. Но могут проверить любую категорию за неделю, если возникнут сомнения.

Работающему бизнесу бояться нечего. По предварительной оценке ЦБ, около 99% клиентов банков — с низким уровнем риска, 0,3% — со средним и 0,7% — с высоким.

Закон принят парламентом. Документ вступит в силу, когда его подпишет президент.

Пошарить
Смотреть все

Site Footer