Как защитить деловую репутацию: что говорят суды и адвокат |

Как защитить деловую репутацию и почему суды отказывают предпринимателям

Время на прочтение: 5 мин.
Редакция Развивай.рф

В 2020 году Подольский завод предъявил иск к местной газете более чем на 10 миллиардов рублей за порочащую статью. Предприятие требовало и опровергнуть сведения, и компенсировать недополученные доходы, и возместить ущерб репутации. Суд отказал по всем пунктам.

Разбираемся в статье, как избежать такого результата: что можно требовать в суде, а чего нельзя, что доказывать и какую компенсацию просить. А помогает нам в этом адвокат, партнёр практики Разрешения споров в юридической фирме «АЛРУД» Дмитрий Купцов.

Почему бизнес не идёт в суд

По данным Верховного Суда РФ, в прошлом году арбитражные суды рассмотрели больше 1,8 млн дел, и только 0,04% из них касались защиты деловой репутации. Бизнес неохотно доводит такие споры до суда, потому что:

  • доказать нанесённый вред сложно;
  • может возникнуть нежелательная огласка;
  • если суд снизит размер компенсации, она окажется несоразмерной потраченному времени.

Чтобы усилия привели к желаемому результату, нужно подготовиться — подать иск к правильному ответчику, не ошибиться с требованиями, не пропустить сроки и предъявить доказательства.

К кому предъявлять иск

Иск о защите деловой репутации может быть против:

  • автора информации;
  • того, кто её распространял.

Ответчиками могут стать компании, граждане, СМИ, органы власти, полиция, политические партии. Бывали случаи, когда иск предъявляли к суду, потому что в опубликованном решении были сведения, которые, по мнению истца, порочили его репутацию.

Если негативная информация о бизнесе опубликована в СМИ, то подать иск можно:

  • к журналисту и редакции;
  • только к редакции, если автор не указан;
  • если в статье ссылаются на какой-то источник, то и к нему;
  • к учредителю СМИ, если редакция не юридическое лицо.

Когда предъявляете иск, готовьтесь доказать, что негативную информацию о вашем бизнесе распространяет именно ответчик.

Случай из практики. Предпринимательница из Ростова обнаружила в соцсетях публикации, где её аптеку обвиняли в торговле наркотическими препаратами без лицензии. Посты публиковались от имени общественного движения «Антидилер». Предпринимательница обратилась в суд.

Первая инстанция её поддержала, но вышестоящие суды обратили внимание на отсутствие доказательств, что страница в соцсетях принадлежит именно ответчику. То, что аккаунт в Инстаграме носит то же наименование, что и ответчик, не значит, что страницу ведёт именно эта организация. Суды отметили, что:

  • в аккаунте, через который распространялись порочащие сведения, не указан администратор;
  • страница была создана за два года до появления общественного движения «Антидилер».

Это стало причиной отказа в иске.

Что можно требовать в суде

Информационные требования

В первую очередь можно предъявить нематериальные требования, объясняет Дмитрий Купцов. К ним относятся, например:

  • удаление материала из интернета;
  • уничтожение тиража публикации, в которой содержится порочащая информация, если она распространялась на бумажном носителе;
  • опровержение недостоверных сведений.
#форма опровержения в СМИ
Так выглядит опровержение. Источник – The Moscow Post.

Опровержение должно быть опубликовано так же и тем же способом, что и первоначальные сведения.

Случай из практики. Управляющая компания обнаружила, что жильцы расклеили на информационных стендах около дома листовки о ней. В них говорилось, что УК давит на жителей. Организация решила, что эта информация порочит её репутацию и потребовала, чтобы авторы листовок вывесили опровержение на тех же стендах.

Компенсация материального вреда

У предпринимателя или компании могут возникнуть убытки из-за распространения негативной информации о бизнесе. Чтобы покрыть их, разрешается требовать компенсацию от ответчика. «Это доказывается с помощью расчётов. Например, если из-за публикации прибыль компании упала на 5% и бизнес потерял определённую сумму, то эта цифра и будет убытками», — поясняет Дмитрий Купцов.

Звучит просто, но на практике оценить размер ущерба, который причинило чужое негативное высказывание, оказывается крайне сложно. Суд смотрит не только на убытки, которые рассчитал предприниматель, но и на то, насколько они связаны с ложной информацией от ответчика.

Если бизнесу причинили вред, но при этом компания не смогла документально обосновать его размер и причинно-следственную связь с распространением информации, то она не вправе потребовать полного возмещения ущерба. Поэтому противная сторона, как правило, ссылается на то, что расчёт истца недостаточно достоверный или убытки связаны с распространением порочащих сведений только опосредованно.

Дмитрий Купцов

Например, предприниматель утверждает, что после заметки в СМИ о том, что он продаёт некачественное спортивное оборудование, в его магазин пришло меньше клиентов, чем обычно. Однако в это же время ИП отключил рекламу в интернете, благодаря которой о нём узнавали многие покупатели. В таком случае сложно определить, что именно вызвало сокращение продаж.

Если вы не можете точно посчитать, какой вред причинил негативный отзыв в соцсетях или статья в СМИ, это не значит, что не удастся получить компенсацию. По словам Дмитрия Купцова, суд не должен требовать расчёты до копейки и отказывать в иске, если точных данных нет. Но это и не означает, что требования должны быть полностью необоснованными. Каждый раз суд ищет золотую середину — многое отдаётся на судебное усмотрение.

Важно
Будьте готовы, что оппонент раскритикует ваш расчёт убытков. Суд также будет его оценивать и вправе уменьшить компенсацию.

Если вам не удастся подтвердить убытки, это не скажется на нефинансовых требованиях — нарушитель всё равно должен будет выпустить опровержение и удалить порочащие сведения.

Чего нельзя требовать в суде

Предприниматели и компании не вправе требовать компенсации морального вреда. Его могут взыскивать только физические лица, потому что моральный вред связан со страданиями, а бизнес не может их испытывать. Это правило распространяется и на ИП — он считается таким же субъектом предпринимательской деятельности, как и компания. Если заявить это требование, суд в нём откажет.

Иногда предприниматели пытаются взыскать с ответчика компенсацию репутационного вреда. Под ним подразумевается, что из-за порочащей информации клиенты или деловые партнёры изменили мнение о бизнесе в худшую сторону.

Например, такое требование предъявили две оценочные компании к СМИ в Санкт-Петербурге. Они настаивали, что порочащие статьи причинили им не убытки, а именно репутационный вред.

Выдержка из решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Суд сказал, что компании не могут пользоваться таким способом защиты — требовать компенсацию репутационного вреда по аналогии с моральным. Бизнес вправе обосновать убытки и получить их возмещение.

Нельзя заставить ответчика извиниться. Так решил Верховный Суд, потому что в Гражданском кодексе нет этой формы защиты. Но закон не запрещает прописать обязанность извиниться в мировом соглашении. Например, стороны могут договориться, что в тексте опровержения ответчик также опубликует извинение перед истцом, отмечает наш эксперт.

Например, в 2019 году «Новая газета» разместила опровержение на статью своего журналиста. В нём СМИ не только сообщило о недостоверности материала, но и извинилось перед героями текста.

Ч. 11 ст. 152 ГК РФ — о моральном вреде для бизнеса.

Когда нужно предъявить иск

В законодательстве есть ограничения по срокам, в течение которых нужно успеть обратиться в суд:

  • 3 года со дня, когда предприниматель узнал о том, что кто-то распространяет о нём порочащую информацию. Это общее правило для исков о защите деловой репутации.
  • 1 год со дня выхода материала. Это исключение только для случаев, когда негативную информацию публикует СМИ.

Если опоздать, суд откажет в иске, даже если ответчик действительно распространял ложные сведения о вашем бизнесе.

Кто и что должен доказать

Каждый участник судебного процесса доказывает факты, на которые ссылается. В делах о защите деловой репутации обязанность представить доказательства распределяется так:

Истец доказывает Ответчик доказывает
— Что сведения порочат репутацию.
— Что их распространил ответчик.
— Что информация причинила убытки – если истец хочет их взыскать.
— Что сведения, которые он сообщил, правдивы. 

Это значит, что, если бывший сотрудник распустил слух, что компания незаконно штрафует работников, организация не должна опровергать это в суде. Наоборот — уволенный сотрудник обязан предоставить подтверждение того, что работодатель нарушил Трудовой кодекс. А компания будет доказывать, что эта информация очернила бизнес и другие узнали её именно от ответчика.

В статье рассказали, что суды считают распространением информации, а ещё недостоверными и порочащими сведениями. Она поможет разобраться, нужно ли защищать деловую репутацию в вашем случае.

Сколько стоит иск

Чтобы суд рассмотрел дело, нужно заплатить госпошлину.

  • Если компания или ИП требуют только опровержения или удаления ложных сведений, то иск стоит 6 тыс. рублей.
  • Если взыскивается ещё и материальный вред, заплатить необходимо больше. Размер доплаты зависит от компенсации ущерба, которую вы хотите получить.
Сумма иска Госпошлина
До 100 тыс. руб. включительно 4% от суммы иска

Минимум 2 тыс. руб.
100 тыс. — 200 тыс. руб. включительно 4 тыс. руб.
+ 3% суммы, превышающей 100 тыс. руб.
200 тыс. — 1 млн руб. включительно 7 тыс. руб.
+ 2% суммы, превышающей 200 тыс. руб.
1 млн — 2 млн руб. включительно 23 тыс. руб.
+ 1% суммы, превышающей 1 млн руб.
Более 2 млн руб. 33 тыс. рублей
+ 0,5% суммы, превышающей 2 млн руб.

Максимум 200 тыс. руб.

Размер госпошлины для бизнеса за иск — в ст. 333.21 НК РФ.

К примеру, онлайн-журнал опубликовал статью о том, что ваша компания обманывает клиентов. Вы требуете удалить заметку с сайта, опровергнуть её содержание и компенсировать убытки на 500 тыс. рублей. Значит, госпошлина составит:

  • за нематериальные требования — 6 тыс. рублей;
  • за финансовые требования — 7 тыс. + 2% х (500 тыс. — 200 тыс.) = 13 тыс. рублей;
  • всего — 19 тыс. рублей.

Кроме госпошлины придётся оплатить работу:

  • юристов или адвокатов, которые будут представлять интересы в суде;
  • нотариуса, если нужно удостоверить публикацию в интернете;
  • экспертов. Например, может потребоваться лингвистическая экспертиза, чтобы доказать, что негативная информация — это не оценочное суждение.

Если суд удовлетворяет иск, то судебные расходы компенсирует проигравший ответчик. Но если вы потратились на экспертизу, а суд не стал её рассматривать, то вторая сторона не возместит её стоимость.

Если суд удовлетворяет иск частично, расходы распределяются на участников. Каждый платит пропорционально размеру удовлетворённых требований.

Например, вы просили компенсацию в 100 тыс. рублей, а суд снизил её вдвое — до 50 тыс. рублей. Значит, ответчик вернёт вам половину госпошлины.

Пошарить
Смотреть все

Site Footer