Гарантийный срок товара — что это и какую продукцию устанавливается | Блог Развивай.рф

Гарантийный срок на товары и услуги: кто устанавливает и что будет, если его нет

Время на прочтение: 4 мин.
Редакция Развивай.рф

Общение с покупателем не заканчивается, когда вы пробиваете чек, передаёте товар или подписываете акт о выполненной работе. Клиент может вернуться, если найдёт у продукта дефект. Такое право потребителю даёт гарантийный срок. Рассказываем, что это такое, кто устанавливает его продолжительность и почему он выгоден не только покупателям, но и продавцам.

Что такое гарантийный срок

Это период, в течение которого потребитель имеет право предъявить претензию по поводу товара или результата работы, если обнаружит в них недостатки. Обратиться клиент может, если вы:

  • произвели товар;
  • продаёте чужие изделия;
  • привезли товар из-за границы;
  • оказали услугу или выполнили работу.

Клиент сам решает, к кому прийти с жалобой.

Ольга открыла онлайн-магазин и перепродаёт там необычные сумки, которые шьёт фабрика в соседнем городе. Покупательница пожаловалась на брак — у сумки разошлась молния. Ольга попыталась направить клиентку к изготовителю, ведь в дефекте виноват не магазин, а фабрика. Но предпринимательница вовремя проконсультировалась с юристом. Он объяснил, что потребитель имеет право обратиться как продавцу, так и к производителю — в зависимости от того, как удобнее.

Если претензии справедливы, пока действует гарантийный срок, придётся:

  • заменить товар на аналогичный или похожий и пересчитать стоимость;
  • уменьшить цену некачественной вещи;
  • бесплатно устранить дефект или компенсировать расходы потребителя, если он сам отремонтировал покупку;
  • выполнить работу заново;
  • вернуть деньги.

Что именно нужно сделать, выбирает клиент.

Дополнительно покупатель вправе потребовать:

  • компенсацию убытков, если они возникли из-за бракованного товара или работы;
  • неустойку за то, что предприниматель не выполнил заказ в согласованные сроки.

Дмитрий снимает праздники. К нему обратилась пара, чтобы организовать свадебную съёмку. Дмитрий выполнил заказ и передал видео в срок, но оказалось, что на записи проблемы со звуком. Молодожёны сначала потребовали исправить дефект, а потом — заплатить им штраф, потому что с учётом времени на доработку Дмитрий выполнил заказ с опозданием на две недели.

Обязательно ли устанавливать гарантийный срок

Гарантийный срок устанавливает предприниматель. Но это не обязанность, а его право. Назначить этот срок может не только тот, кто изготовил товар, но и тот, кто его продаёт. Например, Ольга, владелица интернет-магазина сумок, вправе пообещать покупателю, что вещь прослужит год, даже если фабрика таких гарантий не даёт.

Зачем предприниматели устанавливают гарантийные сроки, если это предоставляет покупателям возможность приходить с требованиями? Дело в том, что клиенты имеют право предъявлять претензии к качеству товара или работы, даже если такого срока нет.

Без гарантийного срока потребитель может подать претензию, пока действует срок службы или срок годности.

Срок службы — период, устанавливаемый для товаров длительного использования. В это время продавец должен обеспечивать работу вещи и устранять существенные дефекты в ней. Этот срок обязателен, если через какое-то время товар может стать опасным для людей, их имущества или окружающей среды.

Срок годности — период, после которого товар нельзя использовать либо он просто теряет потребительские свойства. Срок годности нужен для продуктов, лекарств, косметики, парфюмерии, бытовой химии и похожих товаров.

Если сроков годности или службы тоже нет, то предприниматель отвечает:

  • в течение 2 лет за дефекты в товарах и результатах работы;
  • в течение 5 лет за недостатки заказа, если он связан с объектом недвижимости. Например, это касается подрядчиков, которые строят или ремонтируют дома;
  • в течение 10 лет, если клиент обнаружит существенную проблему с покупкой или в выполненной работе.

Существенными недостатками товара или работы считаются:

  • дефекты, которые невозможно отремонтировать;
  • для их устранения требуются несоразмерные расходы времени и денег;
  • недостатки, которые повторяются.

Потребитель должен не тянуть с подачей претензии, а обратиться к предпринимателю в разумный срок после того, как обнаружил дефект. Например, если сделанная на заказ детская кроватка сломалась через полгода после приобретения, а покупатель предъявил требования только через год, это не будет считаться разумным сроком.

С какого момента наступает гарантийный срок на товар или работу

Если продавец или производитель установил гарантийный срок, он начинается:

  • в момент, когда потребитель получил товар или принял работу;
  • с наступлением сезона, если вещь можно использовать только в определённое время. Начало этого периода различается в зависимости от региона. Например, в Иркутске сезон для осенней обуви наступает 12 сентября, а в Республике Алтай — 15 августа;
  • в день сборки или подключения товара, если это должен сделать продавец.

В договоре с клиентом можно прописать другие условия.

Что делать, если гарантийный срок истёк, а клиент всё равно пришёл с жалобой

Есть обстоятельства, когда придётся отвечать за дефект и выполнять требования покупателя или заказчика даже после истечения гарантийного срока:

  • если этот срок был меньше двух лет. Тогда клиент может предъявить претензию, пока не пройдёт два года с момента сделки;
  • если недостаток существенный. Тогда клиент может пожаловаться на товар или работу не в течение гарантийного срока, а пока длится срок службы. Когда срока службы нет, отвечать придётся в течение 10 лет.

Важно. В обоих случаях покупатель должен доказать, что причина поломки или дефект возникли до покупки.

Изготовитель или продавец товара вправе по собственному желанию взять на себя дополнительное обязательство и отвечать за брак товара в течение более длительного срока. Например, можно продлевать гарантию за дополнительную плату или бесплатно и делать это своим конкурентным преимуществом.

Всегда ли нужно выполнять требования потребителя

Предприниматель не отвечает за дефекты, если:

  • они возникли по вине клиента после того, как он получил товар или принял работу. Например, неправильно использовал, хранил при слишком высокой температуре или перевозил, не закрепив тщательно;
  • причиной неисправности стали обстоятельства непреодолимой силы — пожар, наводнение, массовые заболевания.

Доказать вину покупателя помогает экспертиза. Если клиент обращается с претензией, пока гарантийный срок не истёк, проверку товара оплачивает предприниматель. Если гарантия закончилась, покупатель сам заказывает экспертизу и с её результатами приходит к продавцу.

Важно. Чью вину в дефекте показывает экспертиза, тот и несёт расходы на неё. Если проверку заказал предприниматель и выяснилось, что покупка сломалась не из-за него, клиент должен возместить стоимость экспертизы.

Пошарить
Смотреть все

Site Footer