Как предприниматели выходили из пандемии? Реальные истории |

5 способов восстановить бизнес в коронакризис. Опыт предпринимателей

Время на прочтение: 4 мин.
Дарья Сырцева

В пандемию бизнесу было непросто: когда доходы резко сократились, приходилось думать, где искать деньги на зарплаты сотрудникам, аренду помещений и перестройку процессов. Теперь главная задача предпринимателей и компаний — вернуть клиентов в магазины, кафе, спортзалы. Как с ней справились самые пострадавшие от локдауна отрасли и как в этом помогла коза, рассказываем в статье.

Подстроиться под новые потребности клиента

В пандемию люди стали сидеть дома, поэтому рестораны и кафе опустели. Но заведения быстро уловили тренд — организовали доставку или подключились к внешней. Только за март 2020 года это сделали 18% компаний, а доля ресторанов с доставкой выросла с 51 до 66% в Москве, с 40 до 58% в регионах. Количество мест с доставкой больше всего увеличилось в Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и только потом — в столице.

Для сравнения: в 2020 году в интернете появились 10 млн новых клиентов, а количество онлайн-заказов продуктов увеличилось на 214%.

Что ещё сделали предприятия общественного питания, чтобы оставаться востребованными:

  • сосредоточились на ежедневных потребностях клиентов и организовали производство полуфабрикатов на онлайн-продажу, доставляли обеды в офисы и порционные блюда на дом, а также боксы с ингредиентами и видеоинструкцией, чтобы приготовление еды стало ещё и развлечением;
  • корпоративы переехали в онлайн — и кейтеринговые сервисы начали устраивать ивенты. Место фуршетов заняли мини-сеты закусок и наборы для приготовления коктейлей;
  • некоторые рестораны сокращали меню, чтобы снизить издержки. На доставке остались только самые популярные блюда: бургеры, роллы, паста и пицца.
В пандемию IKEA рассказала покупателям, как приготовить фирменные фрикадельки дома. Так компания поддержала клиентов, которые были вынуждены отказаться от шопинга.

Изменить формат работы и уйти в онлайн

Когда фитнес-клубы ушли в вынужденный отпуск, эксперты предсказывали: до 70% спортивных клубов и студий рискуют не пережить эпидемию, а те, что выйдут из карантина, не смогут вернуть докризисных клиентов.

Вот что предприняли фитнес-залы, чтобы заработать в пандемию:

  • проводили тренировки онлайн в Zoom за небольшую плату. Тренеры составляли программу так, чтобы клиенты могли заниматься без инвентаря;
  • устраивали фитнес-марафоны с платным участием. За 1 000 рублей участник получал комплекс тренировок, план питания, чат с тренером, психологом, диетологом и другими участниками марафона. Так компании помогали клиентам справиться с недостатком активности, предлагали общение в кругу профессионалов и единомышленников;
  • сдавали тренажёры в аренду. Например, клиенты могли получить сайкл на 2 недели за 5 000 рублей. Когда срок аренды истекал, сотрудники спортивной студии перевозили тренажёр к следующему клиенту;
  • проводили бесплатные занятия в прямом эфире Instagram и YouTube. Так спортивные клубы поддерживали лояльность клиентов и даже привлекали новых, которые после окончания карантина захотели прийти заниматься в зал.
Формат онлайн-тренировок прижился у многих клубов во время карантина и остался, даже когда основные ограничения сняли.

Предлагать новые услуги и не бояться просить помощи

Пока крупные бьюти-концерны зарабатывали производством санитайзеров и дезинфекторов, небольшие салоны красоты сначала закрылись на несколько месяцев, а потом работали в строгих ограничениях. Чтобы выжить, владельцы салонов вместе с сотрудниками решали, как ещё получить доход и как напомнить о себе клиентам.

Что придумали салоны:

  • отправлять индивидуальные наборы косметики для кожи и волос;
  • собирать бьюти-наборы с инструкцией, чтобы клиентки могли делать маникюр самостоятельно;
  • предлагать пополнить депозит на будущее, чтобы клиенты воспользовались услугами после возобновления работы салонов. Так компании нашли деньги на зарплату сотрудникам;
  • консультировать по уходу и делиться полезной информацией в социальных сетях. Это не давало заработка, но работало на лояльность и рост аудитории;
  • заниматься повышением квалификации мастеров — в карантин большая часть обучающего контента стала бесплатной;
  • убрать невостребованные процедуры и попрощаться с брендами, продукция которых застоялась на полках.

Чтобы привлечь внимание властей и как можно скорее позволить салонам открыться, Ассоциация предпринимателей индустрии красоты (АПИК) запустила в Instagram флешмоб «Безопаснее в салоне».

Таким постом поделился президент АПИК и основатель сети «Персона». По тегу #безопаснеевсалоне — почти 8 тысяч публикаций.

Снижать цены

В пандемию простаивали отели, гостиницы и хостелы: границы закрыты, туристов нет, конференции и форумы отменились. В 2020 году гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга оказались в 1,5 раза менее загружены и недополучили более 60% доходов.

Спрос упал и на авиаперелёты. Вот так описал ситуацию поисковик авиабилетов в Twitter.

Только в мае 2021 года гостиничный бизнес начал восстанавливаться. В отели частично вернулась загруженность, хотя въезд в страну по-прежнему закрыт. Люди начали путешествовать по стране: туристов стало больше на Байкале и Алтае, в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде и городах-курортах.

Правда, отелям пришлось:

  • снизить стоимость проживания. За счёт этого спрос восстановился, но выручка упала. Больше всего выросла загрузка гостиниц среднего ценового сегмента, потому что они снизили тариф примерно на треть;
  • увеличить траты на технику и инструменты для дезинфекции помещений и измерения температуры. Это помогло сократить взаимодействие персонала и гостей;
  • ограничить некоторые услуги, которые требуют физического контакта клиента и специалиста, например, массаж;
  • сократить количество столов в ресторанах или вовсе закрыть их и предлагать обслуживание в номерах.
Отель «Гельвеция» в Санкт-Петербурге предлагал самоизолироваться в комфортном номере. Некоторые гостиницы делали так же, а цена за услугу была сравнима с арендой квартиры. Это оказалось удобно для гостей: можно жить в центре города, ходить на бесплатные завтраки и не убираться самостоятельно.

Не бояться экспериментировать

Как только началась мировая пандемия коронавируса, в марте 2020 года, английская ферма решила заработать на необычной услуге — ради шутки она предложила подключать коз к созвонам. Чтобы животное поучаствовало во встрече, нужно было заплатить пять фунтов — чуть больше 500 рублей. И это сработало: пользователи захотели подключать коз к деловым совещаниям, семейным видеовстречам и онлайн-праздникам.

Пользователи сами выбирают, кого хотят видеть на встрече: на сайте фермы у каждой козы есть профиль с шутливым текстом. Например, подключиться к созвону может расслабленная Лиза, которая не помешает разговору, но точно оставит приятное впечатление.

Услуга стала популярной благодаря тому, что пользователи восхищённо делились впечатлениями в социальных сетях. Уже через два месяца команда проводила более 100 звонков в день, а козы фермы стали местными знаменитостями с загруженным расписанием. Это помогло сохранить работу сотрудникам и дало возможность установить на ферме источники возобновляемой энергии.

«Только что коза с фермы Cronkshaw Fold присоединилась к семейному звонку. Настоятельно рекомендую!» — написала пользовательница Twitter.

Опыт предпринимателей показал, что для восстановления бизнеса важно своевременно реагировать на нужды клиента. Заработать можно, если бизнес помогает людям удовлетворить потребности, решить проблемы, развлечься и почувствовать, что о них думают и заботятся.

Пошарить
Смотреть все

Site Footer