Сдержанность, строгий взгляд, сухие ответы — таким обычно представляется эксперт по инвестициям. Владимир не подходит ни под один из этих стереотипов. Зато историй о том, как находить ниши в бизнесе и партнёров в социальных сетях, у него хватит не только на интервью, но и на объёмную книгу. За плечами у Владимира собственная юрфирма, интернет-магазин чемоданов, инвестиции для частных клиентов и десятки стартапов, которыми он управлял и помогал развиваться. Наш герой поделился своим взглядом на бизнес и рассказал, что нужно предпринимателям.
Про партнёров
Из первой компании партнёр меня «высадил» через 9 месяцев после открытия. Мы за 4 месяца встали на хороший поток денег, и очередным рабочим утром он попросил меня покинуть бизнес. Я знал этого человека 7 лет, мы вместе учились, дружили. Из-за юношеской неосознанности я ушёл. Сейчас думаю, что проявил тогда слабость.
Уже через 2 недели я открыл новую юридическую компанию. Она существует по сей день и создала себе такую репутация, что с 2013 года вообще не приходится вкладываться в её продвижение. Клиенты приходят сами.
Про перемены
В 2016 году я понял, что в своей юридической практике знаю всё. Захотелось нового опыта. У меня принцип в жизни: можно пойти учиться, а можно получить знания на практике. Я стал знакомиться с разными предпринимателями с таким опытом и навыками, которых у меня не было.
Ещё была вторая задача – применять свои новые знания на практике. Мы с партнёрами протестировали около 20 продуктов для продажи через интернет-магазин, пока случайно не наткнулись на нишу чемоданов. Время для них было правильное – страна стала путешествовать. Так началась история My X Bag.
Про пятницу
Я работаю по 14 часов в будни и ещё по 8-9 часов в субботу. У меня нет такого: «О, Господи, пятница, опять на работу! Надо прожить ещё 2 дня». Мой календарь довольно плотный. Но я распределяю свои время и силы. И самое главное – я от этого всего получаю удовольствие. Мне интересно, и это даёт энергию.
Про деньги
Не все предприниматели понимают, что, кроме банков, есть ещё и частные деньги. Под окнами ходят миллионы рублей, а бизнес не знает, как до них дотянуться. И потенциальные инвесторы не знают, куда вложиться.
Бизнесу нужны понятные деньги на понятных условиях. А не на таких, где нужно читать «Войну и мир» и потом ещё одну «Войну и мир» мелким шрифтом.
Про риск
Бизнес – это всегда риск. Но мне нестрашно. Можно и в ванной поскользнуться и разбиться. Было бы страшно, если бы я не понимал, что делаю.
Про команду
Ни один результат я не могу назвать своим личным. Это результат мой и команды.
Я всегда стремлюсь работать с более сильными. Я не должен быть самым умным по маркетингу или продажам. По узким задачам есть специалисты, которые грамотнее меня. Я не хочу их учить или следить за ними.
Про неудачи
Конечно, были неудачи. Они случаются регулярно, особенно если занимаешься стартапами. И в отличие от успеха, «нерезультат», ошибка – это в первую очередь моя неудача как руководителя. Это значит не выстроил работу, не с теми работал, не так ставил задачи, не те приоритеты.
Бизнес не может стоять на месте. Если компания сделала такую же выручку, как и в прошлом году, это не значит, что она устояла. Это значит, что бизнес падает, потому что конкуренты растут.
Про личность бизнесмена
За каждой большой компанией стоит лидер. Речь не про те, которые веками делали свою историю, а про те, которые появились вчера. Apple, Tesla, на нашем рынке есть примеры.
Классный продукт нужен, но он может остаться на задворках. А строить бизнес от личности легче. Это не значит, что из соломы и палок можно что-то сделать. Но при сильном лидере неидеальный продукт простят. Без лидера – нет.
Герой интервью – Владимир Жиганов
Занимается бизнесом с 2009 года. Советник по частным инвестициям. Владелец юридической компании «Развитие». Один из основателей интернет-магазина My X Bag.