Почему электронная подпись станет надёжнее - технологии на Развивай.рф |

Почему электронная подпись станет надёжнее, а удостоверяющим центрам придётся несладко

Вместо посещения нотариуса и поездки в налоговую инспекцию – онлайн-подача документов на регистрацию. Вместо ожидания курьера от партнёра и жалоб на медленную доставку – заключение договора дистанционно. Вместо очереди в экспедицию суда – несколько кликов на сайте Мой Арбитр.ru. Электронная подпись экономит время и делает общение с контрагентами и госорганами проще. В 2020 году этот инструмент станет ещё более надёжным помощником для бизнеса. Рассказываем почему.

Хотя подделать электронную подпись намного сложнее, чем рукописную, в последние годы СМИ освещают пугающие истории, как с помощью электронной подписи мошенники захватывают компании, снимают с должности директоров, оформляют юридические лица на не подозревающих об этом людей, подают недостоверные документы в налоговую инспекцию и продают чужие квартиры. 

Слабое место электронных подписей – недостаточный контроль за удостоверяющими центрами (УЦ), которые их выдают. Обязательная аккредитация УЦ в Минкомсвязи России и получение лицензии ФСБ России не предотвращают невнимательное, а иногда и преступное поведение сотрудников УЦ. Для изменения ситуации потребовалось решение на государственном уровне – 27 декабря Президент подписал закон, который позволит лучше контролировать УЦ. Новые правила вступят в силу 1 июля 2020 года. 

У удостоверяющих центров появятся государственные «конкуренты»

По  закону УЦ лишаются права выдавать электронные подписи компаниям. За них это будут делать государственные органы:

  • Банк России – для финансовых организаций;
  • налоговая служба – для остальных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • казначейство – для госслужащих.

Граждане по-прежнему смогут получать личные подписи в УЦ.

Чтобы перемены не вызвали технических сбоев и не отразились на стоимости электронной подписи, помогать госорганам в качестве агентов станут уже знакомые УЦ, но только если будут отвечать повышенным требованиям, которые определит Правительство РФ.

Удостоверяющие центры заплатят 1 миллиард рублей

Удостоверяющим центрам придётся доказывать свою надёжность финансово.

  • С 7 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей увеличится размер собственных средств УЦ. Исключение сделают только для компаний с филиалами в ¾ субъектов РФ – им потребуется вдвое меньше капитала.
  • До 100 миллионов рублей поднимется минимальный размер страховки УЦ и до 200 миллионов рублей – максимальный.
  • УЦ будут чаще проходить аккредитацию – каждые 3 года вместо 5 лет.

Ожидается, что из действующих практически 500 УЦ на рынке останутся только несколько десятков серьёзных игроков. Их финансовое положение позволит покрывать ущерб пользователей электронных подписей, если он возникнет. А контролировать такое количество УЦ станет проще.

Ужесточаются условия и для работников УЦ. После вступления закона в силу за нарушение правил выдачи электронной подписи их можно будет привлечь к уголовной ответственности.

Больше гарантий в электронном документообороте

Более строгий контроль коснётся и оформления документов онлайн. Владельцем  электронной подписи юридического лица будет считаться не только компания, но и её генеральный директор. При его смене УЦ прекратит действие такой подписи по обращению органа, назначающего главу компании.

Также по новым правилам, если от имени юридического лица действует не генеральный директор, потребуются:

  • личная электронная подпись представителя компании;
  • машиночитаемая доверенность, удостоверенная квалифицированной подписью юридического лица.

Предусматривает закон и возможность дополнительной проверки электронных подписей. Для этого планируется создать доверительные третьи стороны. Они будут подтверждать подписи в электронных документах в конкретное время.

Особое внимание законодателей к электронным подписям – лучшее подтверждение того, что бизнес активно использует онлайн-ресурсы. И для тех, кто ещё не оформил этот инструмент, усиление защиты электронной подписи – хороший повод её получить. Правда, надеяться только на закон мало. Важно и самому заботиться о безопасности – не оставлять ключ-флешку в свободном доступе и обучить этому сотрудников.


Обзор подготовлен на основании федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Site Footer