В пандемию бизнесу было непросто: когда доходы резко сократились, приходилось думать, где искать деньги на зарплаты сотрудникам, аренду помещений и перестройку процессов. Теперь главная задача предпринимателей и компаний — вернуть клиентов в магазины, кафе, спортзалы. Как с ней справились самые пострадавшие от локдауна отрасли и как в этом помогла коза, рассказываем в статье.
Подстроиться под новые потребности клиента
В пандемию люди стали сидеть дома, поэтому рестораны и кафе опустели. Но заведения быстро уловили тренд — организовали доставку или подключились к внешней. Только за март 2020 года это сделали 18% компаний, а доля ресторанов с доставкой выросла с 51 до 66% в Москве, с 40 до 58% в регионах. Количество мест с доставкой больше всего увеличилось в Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и только потом — в столице.
В 2020 году в интернете появились 10 млн новых клиентов, а количество онлайн-заказов продуктов увеличилось на 214%.
Что ещё сделали предприятия общественного питания, чтобы оставаться востребованными:
- сосредоточились на ежедневных потребностях клиентов и организовали производство полуфабрикатов на онлайн-продажу, доставляли обеды в офисы и порционные блюда на дом, а также боксы с ингредиентами и видеоинструкцией, чтобы приготовление еды стало ещё и развлечением;
- корпоративы переехали в онлайн — и кейтеринговые сервисы начали устраивать ивенты. Место фуршетов заняли мини-сеты закусок и наборы для приготовления коктейлей;
- некоторые рестораны сокращали меню, чтобы снизить издержки. На доставке остались только самые популярные блюда: бургеры, роллы, паста и пицца.
Изменить формат работы и уйти в онлайн
Когда фитнес-клубы ушли в вынужденный отпуск, эксперты предсказывали: до 70% спортивных клубов и студий рискуют не пережить эпидемию, а те, что выйдут из карантина, не смогут вернуть докризисных клиентов.
Вот что предприняли фитнес-залы, чтобы заработать в пандемию:
- проводили тренировки онлайн в Zoom за небольшую плату. Тренеры составляли программу так, чтобы клиенты могли заниматься без инвентаря;
- устраивали фитнес-марафоны с платным участием. За 1 000 рублей участник получал комплекс тренировок, план питания, чат с тренером, психологом, диетологом и другими участниками марафона. Так компании помогали клиентам справиться с недостатком активности, предлагали общение в кругу профессионалов и единомышленников;
- сдавали тренажёры в аренду. Например, клиенты могли получить сайкл на 2 недели за 5 000 рублей. Когда срок аренды истекал, сотрудники спортивной студии перевозили тренажёр к следующему клиенту;
- проводили бесплатные занятия в прямом эфире Instagram и YouTube. Так спортивные клубы поддерживали лояльность клиентов и даже привлекали новых, которые после окончания карантина захотели прийти заниматься в зал.
Предлагать новые услуги и не бояться просить помощи
Пока крупные бьюти-концерны зарабатывали производством санитайзеров и дезинфекторов, небольшие салоны красоты сначала закрылись на несколько месяцев, а потом работали в строгих ограничениях. Чтобы выжить, владельцы салонов вместе с сотрудниками решали, как ещё получить доход и напомнить о себе клиентам.
Что придумали салоны:
- отправлять индивидуальные наборы косметики для кожи и волос;
- собирать бьюти-наборы с инструкцией, чтобы клиентки могли делать маникюр самостоятельно;
- предлагать пополнить депозит на будущее, чтобы клиенты воспользовались услугами после возобновления работы салонов. Так компании нашли деньги на зарплату сотрудникам;
- консультировать по уходу и делиться полезной информацией в социальных сетях. Это не давало заработка, но работало на лояльность и рост аудитории;
- заниматься повышением квалификации мастеров — в карантин большая часть обучающего контента стала бесплатной;
- убрать невостребованные процедуры и попрощаться с брендами, продукция которых застоялась на полках.
Чтобы привлечь внимание властей и как можно скорее позволить салонам открыться, Ассоциация предпринимателей индустрии красоты (АПИК) запустила в Instagram флешмоб «Безопаснее в салоне».
Снижать цены
В пандемию простаивали отели, гостиницы и хостелы: границы закрыты, туристов нет, конференции и форумы отменились. В 2020 году гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга оказались в 1,5 раза менее загружены и недополучили более 60% доходов.
Только в мае 2021 года гостиничный бизнес начал восстанавливаться. В отели частично вернулась загруженность, хотя въезд в страну по-прежнему закрыт. Люди начали путешествовать по стране: туристов стало больше на Байкале и Алтае, в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде и городах-курортах.
Правда, отелям пришлось:
- снизить стоимость проживания. За счёт этого спрос восстановился, но выручка упала. Больше всего выросла загрузка гостиниц среднего ценового сегмента, потому что они снизили тариф примерно на треть;
- увеличить траты на технику и инструменты для дезинфекции помещений и измерения температуры. Это помогло сократить взаимодействие персонала и гостей;
- ограничить некоторые услуги, которые требуют физического контакта клиента и специалиста, например, массаж;
- сократить количество столов в ресторанах или вовсе закрыть их и предлагать обслуживание в номерах.
Не бояться экспериментировать
Как только началась мировая пандемия коронавируса, в марте 2020 года, английская ферма решила заработать на необычной услуге — ради шутки она предложила подключать коз к созвонам. Чтобы животное поучаствовало во встрече, нужно было заплатить пять фунтов — чуть больше 500 рублей. И это сработало: пользователи захотели подключать коз к деловым совещаниям, семейным видеовстречам и онлайн-праздникам.
Услуга стала популярной благодаря тому, что пользователи восхищённо делились впечатлениями в социальных сетях. Уже через два месяца команда проводила более 100 звонков в день, а козы фермы стали местными знаменитостями с загруженным расписанием. Это помогло сохранить работу сотрудникам и дало возможность установить на ферме источники возобновляемой энергии.
Опыт предпринимателей показал, что для восстановления бизнеса важно своевременно реагировать на нужды клиента. Заработать можно, если бизнес помогает людям удовлетворить потребности, решить проблемы, развлечься и почувствовать, что о них думают и заботятся.